Быстрее скорой помощи. Роскачество оценило работу сервисов доставки

Оценке подверглись три типа сервисов доставки: собственные интернет-магазины торговых сетей («Ашан», «ВкусВилл», «Перекресток», «Пятерочка»), маркетплейсы («Самокат», iGooods и другие), а также крупные курьерские компании («Сбермаркет», «Яндекс.Еда» и Delivery Club). Итого: были обследованы 36 служб доставки продуктов в Москве и Петербурге.

Быстрее скорой помощи. Роскачество оценило работу сервисов доставки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прямо в микробиологическую лабораторию Роскачества заказали примерно одинаковые наборы, включая мясо, молочные продукты, хлеб и овощи.

Все 36 «конкурсантов» уложились в оговоренное время. В Москве рекорд показала «Яндекс.Лавка»: от заказа до привоза прошло 9 минут. Также с результатом 15 минут в лидерах «ВкусВилл» и «Самокат». В Петербурге службы доставки тоже выполнили условия по срокам.

Сразу можно сказать: судя по отчету Роскачества, с точки зрения микробиологии ничего фатально-дурного не обнаружено. Можно сказать, что жалобы на то, что в заказах нередко встречаются просроченные продукты, не подтвердились.

При этом все же микробиологи и товароведы выявили множество недостатков. Так, в одном заказе в Петербурге (магазин «Дикси») нашелся творог, просроченный на один день. Лабораторный анализ не обнаружил в нем отклонений по микробиологическим показателям, хотя сам по себе факт не слишком приятный.

Сервис «Яндекс.Лавка» в Петербурге доставил гражданину молоко в последний день срока годности. При этом все же стоит отметить, что в основном курьеры привозили свежие товары — первой половины или середины срока годности.

В курином филе, которое эксперты Роскачества заказали в сетях «ВкусВилл», «О’Кей», «Перекресток» и Globus, в сервисах «Яндекс.Лавка» и iGooods, обнаружилось небольшое превышение количества микроорганизмов. Микробы, увы, есть всегда и везде.

В трех из 36 заказов (в курином филе «Троекурово», «Петелинка», а также марки «ВкусВилл») обнаружены бактерии листерии. При этом эксперты в своем отчете пояснили, что причина их появления — нарушение правил санитарного контроля при производстве и хранении сырья. Болезнь грязных рук на стадии переработки продукции. А сами сервисы доставки продуктов здесь ни при чем.

Аналогичное нарушение обнаружено в молоке, которое доставили «Самокат» и сеть Globus в Москве. Также в столице — в заказе, доставленном тем же «Самокатом» из «Ленты» и «ВкусВилла», — нашелся творог с кишечной палочкой. Ее концентрация не была опасной. Хотя эксперты в отчете отметили, что еще чуть‑чуть — и у творога появился бы неприятный запах и вкус.

Нашлось и другое свидетельство скорой порчи продукта — повышенное содержание дрожжей. Все случаи зафиксированы в Москве в твороге, который доставили из магазинов «ВкусВилл», «Дикси», «Лента», «Пятерочка», «Утконос» и Globus. Хотя, как отметили в Роскачестве, и здесь причина, скорее всего, в качестве изначального сырья или в нарушениях при его переработке.

Микробиологическая лаборатория также выявила еще один недостаток в твороге марки «Самокат». В нем нашли сальмонеллу. Ее присутствие также указывает на нарушения производства и хранения сырья — еще до того, как готовый продукт отправится в магазин.

Подавляющее количество доставщиков нарушили правила товарного соседства. Нельзя было класть овощи, хлеб, курицу, бытовую химию и молоко в один пакет. Сами хозяйки, признаемся себе, чаще всего так и поступают. Но это, как говорится, их проблемы и их риски. Профессиональная доставка обязана соблюдать правила предосторожности: химия — отдельно, готовые продукты — отдельно, требующие термической обработки — отдельно.

В пояснении к отчету юрисконсульт отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков дал покупателям такие рекомендации: «Если вам привезли все продукты в одном пакете и вы подозреваете нарушение температурных условий перевозки, от доставки всегда можно отказаться. Даже если курьер уже на пороге».

Сервисов доставки, которые разные категории товаров упаковывают в отдельную тару и только потом кладут в общий пакет, оказалось немного. И в Москве, и в Санкт-Петербурге это службы сетей «Ашан» и «Лента», а также маркетплейс Ozon.

Также в Роскачестве предупредили о риске недовеса или подмены при заказе товаров через службы доставки. Несмотря на то что доставщики сами могут фасовать овощи и фрукты в полиэтиленовые пакеты, товары все равно должны быть промаркированы. В ряде заказов как раз и обнаружились непромаркированные помидоры с небольшим недовесом.

В целом массовая контрольная закупка-заказ наглядно показала, что службы доставки стараются работать честно, ни у кого не замечено «умысла на обман» покупателя. А причинами недостатков и нарушений Роскачество назвало спешку, невнимательность и невысокое качество заказанных продуктов. Впрочем, часть этих огрехов вполне могли проворонить и сами покупатели при личном визите в продуктовый магазин.


#оценка #магазины #доставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7132) от 21.03.2022 под заголовком «Быстрее скорой помощи ».


Комментарии