Максимально участвуйте во всем. Преподаватель СПбГАСУ дал совет будущим студентам

Максимально участвуйте во всем. Преподаватель СПбГАСУ дал совет будущим студентам | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

«Так получилось, что все выпускные в своей жизни я пропустил. Во время школьного выпускного поехал на курсы. Бакалавриат окончил в Краснодарском университете — и во время выпускного уже ехал поступать в Петербург в магистратуру. А выпуск из магистратуры «отметил» в поездке, выполнял научную работу», — рассказывает наш собеседник.

Когда говорят «архитектура и строительство», представляется, конечно, здание. Денис Нижегородцев учился, а теперь сам учит создавать то, чего мы в здании не замечаем, но без чего оно не выстоит. Вспомните стержни арматуры, торчащие из бетона, — в них могут быть «упакованы» современнейшие технологии.

Денис Валерьевич, как вы выбирали, куда поступать?

— У меня не было сомнений. Бабушка — заслуженный архитектор России, отец всю жизнь строительством занимается. Спросил у родных: «Где лучше всего этому учиться?». Мне назвали Санкт-Петербургский архитектурно-строительный.

Правда, по семейным причинам на бакалавриате я учился еще в Краснодарском государственном технологическом. А в Петербург приехал в магистратуру. После ее окончания поступил в аспирантуру, сейчас заканчиваю: кандидатская посвящена расчету строительных конструкций на композитных полимерных стержнях.

Что это такое?

— Вспомните, как выглядит петербургский аквапарк «Питерленд»: в нем несущие деревянные конструкции не спрятаны, а выставлены на обозрение, архитектура такая. Транспортировка таких больших конструкций выполняется частями, а сборка происходит на строительной площадке. Для соединения конструкций применяются вклеенные стержни. Традиционно они стальные, а я исследую применение других материалов, к которым относятся стеклопластики, углепластики или базальтопластики — композиты. Они вдвое прочнее металла, коррозионно стойкие — то есть не ржавеют, могут применяться в зданиях и сооружениях в условиях высокой агрессивности среды.

Это направление сейчас востребовано?

— Очень. Оно выгодно, во‑первых, экономически. Дерева в стране много, а главное — оно воспроизводимо: за 50 лет вырастет новый лес, а у металлических руд воспроизводимость — тысячелетия. Во-вторых, выгодно экологически: деревянные конструкции — живой материал. И в отличие от бетона или металла, которые нужно еще «приготовить», они не требуют сложного промышленного производства с выбросами парниковых газов.

За рубежом деревянные конструкции активно применяют в зданиях и сооружениях различного назначения — например, многоэтажных (до 85 метров) домах. Мы пока только на пути к таким решениям. При этом многие технологии строительства и проектирования, применяемые сейчас, разрабатывались еще в Советском Союзе. Затем в девяностые был временный период научного упадка.

Вклеенные стержни, которыми я сейчас занимаюсь, были придуманы давно, но лишь последние 10 – 20 лет эта технология получила новый виток развития в России. Однако поскольку этой темой до последнего времени в стране активно не занимались, мало материалов для современного обучения. Надо учиться у специалистов. Они есть, в том числе в нашем университете. Например, Александр Борисович Шмидт спроектировал первую в мире деревянную церковь в Арктике: она демонстрирует, в каких условиях могут «работать» деревянные конструкции.

Почему вы после вуза не пошли на производство, в бизнес, а стали преподавать?

— Преподавать я начал еще на втором курсе магистратуры. Мой дипломный руководитель предложил побывать на занятиях младших курсов в качестве ассистирующего преподавателя. Я попробовал объяснить несколько тем — понравилось, обратился к руководству: «Хочу здесь работать».

Университетская программа, какой бы великолепной ни была, не всеобъемлюща, и некоторые вещи изучаешь уже в профессиональной деятельности, когда начинаешь проектировать. Но если совсем теряешь связь с образованием, то лет через десять можешь «устареть» как специалист. Знания устаревают, их надо постоянно пополнять, и профессиональная среда не всегда сама по себе дает такую возможность. К примеру, в нашем вузе очень хороший институт повышения квалификации, где помогают восполнить необходимые пробелы в знаниях работающим специалис­там.

Один из моих преподавателей еще в Краснодарском университете сказал: «Если хочешь стать высоким профессионалом в своей облас­ти, учи людей». Ни один специалист с 15‑летним стажем проектирования не будет опытнее человека, который совмещает проектирование с опытом преподавания проектирования. Потому что преподаватель прос­то вынужден постоянно обновлять свои знания, если хочет всегда соответствовать запросам студентов.

На самом деле можно совмещать преподавательскую деятельность с работой специалистом в строительных организациях. Мне прос­то сложно совмещать, поскольку я еще и директор вузовской лаборатории цифровых информационных моделей в строительстве.

Вы — молодой преподаватель, вас и не спросишь: меняются ли студенты…

— Можно спросить. Меняются. Когда я преподавал первый год, уже замечал разницу между мной и студентами.

Они меньше записывают от руки, больше печатают. Это логично: первый компьютер появился у меня в 12 лет, у моей младшей сестры — в 3 года. Раннее знакомство с технологиями меняет и возможности.

У современного поколения студентов в чем‑то более легкий взгляд на мир. В моем учебном потоке большинство знали, за какой профес­сией и за какими знаниями пришли, а нынешним ребятам часто сложнее определиться с выбором профессии. Правда, к четвертому курсу все уже плотно въезжают в тему.

Но главное — в том направлении, которым занимаюсь я, у нынешних студентов становится все больше возможностей. Сейчас на первом курсе можно узнавать то, чему я научился только в магистратуре. Например, есть такой общемировой подход к строительному процессу: ­BIM-технологии, он охватывает полный жизненный цикл здания, от проектирования до сноса. Вся информация прозрачная и открытая.

Грубо говоря, при таком строительстве ничего не будет украдено: все считает программа, не человек. Так вот у меня в студенчестве не было возможности послушать лекцию про BIM-технологии, а у сегодняшних студентов — есть. Я эти занятия и веду.

Что посоветуете будущим студентам?

— Максимально участвовать во всем, что предлагает вуз. Потому что никогда больше ни одна компания, ни один работодатель не смогут дать столько возможностей для образования и развития.

Если вам предлагают поучаствовать в BIM-чемпионатах, в чемпионатах «Ворлдскиллс», студенческих олимпиадах — участвуйте. У нас были случаи, когда работодатель пос­ле чемпионата позвал к себе всю студенческую команду.

Приглашают на открытый мастер-класс, лекции — идите. Это и эмоционально приятно, и профессионально вырастете. Чем больше на себе испытаете, тем лучше будете понимать, что вам нужно.

И еще один совет — прислушивайтесь к преподавателям. В технических вузах они почти всегда практики. Даже если не работают в строительных компаниях, они в университете выполняют проектные работы, ведут научные разработки. Так что по профессии плохого не посоветуют.



Комментарии