Все Евангелия ведут к Пасхе

Владимир ХУЛАП | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Гость редакции — проректор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир ХУЛАП

Победа жизни над смертью. Таково значение для православных верующих, если совсем коротко, главного церковного праздника Пасхи — Светлого воскресения Христова. Отмечается этот день по‑особенному, ведь он считается самым радостным днем в году. Кроме того, Пасхой завершается особенно строгий — семинедельный пост. Нынче Пасху приходится ждать долго —  до 5 мая. Почему так и что для верующих важнее всего в этот день, рассказывает сегодняшний гость редакции.

— Пасха — праздник весенний, и это тоже дополнительная радость, особенно для жителей нашего северного города. Но и Рождество мы любим: снег, морозец, Новый год. А почему для церкви все же Пасха является главным праздником, а не какой‑то другой, не Рождество, например?

— Рождество — это пришествие в мир Иисуса Христа, а Пасха — исполнение цели Его воплощения, завершение Его земной миссии. Победа жизни над смертью. И потому Пасха — событие, к которому устремлен весь церковный год, вся жизнь церкви. Все четыре Евангелия, входящие в Новый Завет, ведут к Пасхе. Это высшая точка христианской веры. Церковь как бы рождается через Пасху. И потому каждый воскресный день в православной традиции называется «малой Пасхой».

— То есть воскресенье — это не просто день недели, но слово, означающее воскресение Христа?

— Да, и ежегодно, и еженедельно мы вспоминаем евангельское событие — воскресение Иисуса Христа, которое описывается в Новом Завете. У римлян седьмой день недели назывался Днем солнца. Когда христианство распространилось в Римской империи, церковь его переосмыслила, поскольку для нее солнце — Христос. На Пасху совершается то, ради чего Христос приходит в мир: своими страданиями на кресте Он совершает дело искупления — спасения человеческого рода, освобождения его от власти греха. И дает возможность новой жизни — жизни с Богом. Именно это и есть цель существования человека с христианской точки зрения. У многих из нас — жизнь обыденная, идет по накатанному: события, которые повторяются изо дня в день, из года в год. А Христос и церковь приглашают нас разорвать этот круг — круг старого и неизменного. И обновиться, в том числе через праздник Пасхи.

— А чем так уж плоха обыденная жизнь?

— Обыденная жизнь может быть прекрасной. Но она часто оставляет нас на уровне того, что в Священном Писании называется «ветхим», то есть старым, человеком. У каждого из нас, согласно христианскому представлению, три составляющих: тело, душа и дух. Обыденная жизнь часто протекает на уровне тела. На уровне базовых потребностей, когда человек не выходит за их рамки и не спрашивает: в чем смысл моей жизни, куда я иду, зачем я в этот мир пришел? И еще: что будет со мной после моего земного пребывания? Верующий человек задается вопросом: что я должен сделать в жизни, чтобы с чистой совестью предстать перед Богом? Выполняю ли и я ту миссию, которую мне поручил Бог? Поэтому пасхальная весть — это призыв к тому, чтобы человек жил ответственно. Не был просто ветхим человеком, но стремился к новой жизни.

— Кто‑то о цели, наверное, не задумывается.

— Конечно, есть и такой способ бытия. Но все равно где‑то в глубине души у человека появляются эти, как их называют классики, «проклятые вопросы» о цели и предназначении человека. И вольно или невольно человек ищет ответы на эти вопросы, хотя иногда, может быть, пытается их заглушить чем‑то: кто‑то развлечениями, кто‑то алкоголем. Но сами эти вопросы никуда не уходят.

— Вы написали диссертацию «Православная пасхалия в своем историческом развитии». Пасхалия — это система исчисления дат церковных праздников. Но дата Пасхи уже определена, наверное, на века. В чем суть вашего исследования?

— Я разбирал развитие православной пасхалии с момента возникновения христианского праздника и до VIII века. Пасха каждый год празднуется в разные даты, потому что в основе ее исчисления лежит лунно-солнечный календарь. 

Праздник совершается в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. К этой формуле церковь шла долго. Были пасхальные споры во II и III веках, постепенно возникали пасхальные таб­лицы, в IV — VI веках они получили всеобщее распространение. Моя работа была посвящена этой непростой теме, где много математики и астрономии. 

В XVI веке при папе Григории XIII Католическая церковь провела реформу, ввела новый календарь и пасхалию — григорианские. Русская православная церковь использует юлианский календарь и так называемую александрийскую пасхалию. Поэтому возникла разница в датах празднования между православными и католиками. Например, в этом году католики отмечали Пасху 31 марта, а мы будем 5 мая, между ними максимальная разница — пять недель. А в следующем году Пасха будет у православных и католиков в один день — 20 апреля.

— Но Рождество всегда празднуется в одну дату, может быть, потому, что это более точно зафиксированное историческое событие? А воскресение Христа, возможно, не столь документировано, поэтому и дата Пасхи плавающая? Хотя она тоже связана с историческими событиями: Христос был арестован, распят и воскрес. Так почему это событие не привязано к конкретному дню, как Рождество?

— Есть два круга церковных праздников — круг неподвижный и круг подвижный. Например, Рождество, Благовещение, Преображение и другие праздники — неподвижные, у них фиксированные даты. Однако это не означает, что Иисус Христос родился именно 25 декабря по григорианскому календарю или 7 января — по юлианскому. Эта дата связана с христианизацией праздника зимнего солнцестояния, который существовал в древнем мире. А Пасха связана не только с солнечным календарем, но и с полнолунием, поскольку Христос умирает в день иудейской пасхи. Полнолуние выпадает на разные дни, поэтому составляются таб­лицы, по которым определяется «подвижная» дата Пасхи и других связанных с ней праздников — Вербного воскресенья, Вознесения, Пятидесятницы.

— Пасхальные традиции — народные и церковные — как‑то различаются?

— В дореволюционный классический период народные традиции были продолжением церковных. Если мы почитаем, например, «Лето Господне» Ивана Шмелева, где автор вспоминает свое детство, то увидим, что церковная, семейная и общественная жизнь были тесно связаны и переплетены.

Сейчас, если мы говорим о неких народных традициях, наверное, они ассоциируются у многих в первую очередь с пищевым рационом — куличи, яйца, пасха. Люди приходят в Великую субботу в храм, чтобы освятить эти продукты, а потом в кругу семьи их вкусить. Однако изначально освящение пасхальных блюд в церкви было знаком окончания Великого поста.

Конечно, главная пасхальная традиция для христиан — это праздничное богослужение. Ночью для тех, кто не может прийти в храм, проводится телетрансляция, у нас в Петербурге — из Казанского собора, с комментариями службы. Проводят свою трансляцию и приходские храмы. Например, Феодоровский собор, где я являюсь священником. Также во многих храмах утром в сам день Пасхи совершается литургия для тех, кто не смог прийти ночью. Это особая ночь, особый день. И особое богослужение, которое сопровождает весь 40‑дневный пасхальный период, особенно в Светлую пасхальную седмицу. Можно сказать, что главная цель — приобщиться к пасхальной радости. Все остальные традиции вытекают именно из нее.

В нынешнем году Светлая седмица совпадает с государственными праздниками, и это еще одна возможность для людей прийти в храм и услышать жизнеутверждающий призыв: «Христос воскресе!». Услышать, как на него отвечает весь храм, как радостно звучит православное богослужение. Этой радости, как мне кажется, в нашей жизни часто не хватает. Нередко на первый план выходят проблемы, и о радости мы забываем. А церковь предлагает вспомнить: радость — то, к чему призван каждый человек. Последняя из заповедей блаженств, которые Христос дает в Нагорной проповеди, звучит: «Радуйтесь и веселитесь».

— Но некоторые отмечают ­Пасху с наступлением ноля часов ночью дома. Это неправильно?

— Мне не очень понятен смысл. Пасхальное разговение обычно наступает, когда завершается ночная Божественная литургия. Например, у нас на приходе после нее происходит общая праздничная трапеза, в которой принимают участие все прихожане. Конечно, есть люди с разной степенью воцерковленности. Но если есть возможность, то лучше сходить в церковь на ночное богослужение. Если нет, то утром можно посетить храм, а потом уже отмечать праздник. Хотя я навязывать никому ничего не могу, у разных людей могут быть свои взгляды. Но для православных христиан Пасха в первую очередь связана с храмом.

— Вы клирик Феодоровского собора, но также проректор по учебной работе Духовной академии. Каков сегодня состав студентов и отличаются ли они от студентов прошлых лет?

— Уже несколько лет мы работаем по федеральному государственному стандарту «теология», поэтому у нас такая же система — бакалавриат, магистратура, аспирантура. В советское время теологии или богословия не было в списке образовательных дисциплин, она не признавалась наукой. Но времена изменились, в 1990-е годы теологию ввели в госстандарт и создали соответствующую законодательную базу. Для нас важно, что государство признало богословие наукой. Сейчас наши студенты получают диплом государственного образца, что раньше было невозможно.

Я поступал в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, как она тогда называлась, в 1992 году. В то время, на волне всплеска интереса к церкви, в семинарию приходили очень разные люди, многие уже после других вузов, с определенным жизненным опытом. Сейчас большая часть наших студентов — выпускники школ, те, кто сознательно выбирает путь служения церкви, подготовки к священству. У большинства молодых людей и девушек есть опыт воскресной школы, опыт того, что мы называем приходским послушанием: они пели в хоре, помогали в алтаре, читали на клиросе. То есть уже что‑то делали на приходах. И это их осознанный выбор, они хотят посвятить свою жизнь служению церкви.

Отдельное направление — не совсем обычное — заочная форма обучения. Там учатся люди состоявшиеся, многие имеют детей, некоторые даже внуков. Эти студенты обладают профессиональным опытом, но после своего воцерковления задумываются о том, чтобы помогать церкви в ее служении. Завершив обучение, кто‑то из них становится священником или диаконом, другие продолжают заниматься своей светской работой, но принимают активное участие в жизни приходов.

— При поступлении в академию уровень воцерковленности, или, условно говоря, уровень верования абитуриента, как‑то оценивается?

— Поступающие представляют результаты ЕГЭ по русскому языку и истории, но у нас есть и свой вступительный экзамен. На нем определяются базовые знания абитуриентов в области христианского богословия, церковного богослужения. Веру измерить едва ли возможно. Но при собеседовании с ректором, духовником, проректорами академии мы действительно стремимся определить степень воцерковленности и то, что на светском языке называется мотивацией. Зачем и почему человек к нам приходит, ведь это очень серьезный шаг. И важно понять, какие мотивы движут человеком. Со многими абитуриентами мы начинаем знакомиться заранее. Сейчас у нас проходят подготовительные курсы для тех, кто планирует поступать в этом году. Большинство молодых людей и девушек, могу заключить по моему опыту общения с ними, хорошие, чистые, мотивированные и вдохновленные, с ними очень приятно работать.

— Девушек вы тоже принимаете на учебу?

— У нас два факультета. Богословско-пастырский готовит будущих священнослужителей. Второй факультет — церковных искусств. На нем два направления, на одном готовят дирижеров церковного хора — регентов, другое — иконописное. На эти специальности чаще всего идут девушки, хотя и ребята тоже поступают. Регенты церковных хоров в сегодняшней традиции в основном девушки.

Есть еще одна большая программа, на которой обучаются порядка 40 человек, — отделение для студентов-иностранцев из тех стран, где присутствует Русская православная церковь. Половина из них — африканцы, есть также молодые люди из Азии, Швеции, США. Они живут в общежитии при академии. Студенты-иностранцы проходят курс русского языка и затем либо возвращаются домой, либо продолжают обучение.

— Вы доктор теологии, по светским понятиям, ваша профессия — богослов?

— В церкви не принято говорить: работа, профессия, у нас все же служение. И если меня спрашивают светские люди, кем работаешь, то отвечаю, что служу священником. Вообще к понятию «богослов» церковь относится очень аккуратно. В православной традиции только три человека названы богословами — Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, Григорий Богослов — епископ IV века, Симеон Новый богослов — автор XI века.

Традиционно в богословии выделяют четыре направления: библе­истика — исследование Священного Писания; догматика — систематическое изложение христианского вероучения; церковная история, в том числе история Русской церкви; и практическое богословие, относящееся к пастырской деятельности священнослужителя. На кафедре церковно-практических дисциплин я прежде всего занимаюсь последним из них.

— Среди четырех направлений первым вы назвали изучение Библии. Что исследуется: условно говоря, биография Христа или толкование Его слов?

— Изучать Священное Писание можно с разных позиций. Например, текстология, то есть история текста — еврейского, греческого, различные рукописи или переводы. Например, в Русской православной церкви используется русский синодальный перевод Библии, который был выполнен в XIX веке под руководством Святейшего синода: ветхозаветный текст переводился с еврейского, Новый Завет — с греческого.

Важно, что Библия в православии изучается в рамках церковного предания, то есть традиции ее прочтения церковью в истории. Однако одна из главных задач — соотнести богословские идеи, изложенные в Писании, с днем сегодняшним. Жизнь изменяется, другой становится аудитория, меняется и язык церковной проповеди. Поэтому библейская весть должна актуализироваться на понятном сегодняшнему человеку языке.

— Давайте, для примера, актуализируем для наших читателей понятие конца света и когда он придет?

— Если мы посмотрим на Новый Завет, то Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Не ваше время знать времена или сроки». С христианской точки зрения история мира — не простой результат каких‑то случайных взаимодействий тех или иных культур, цивилизаций, их взлетов и падений. Автор этой истории — Бог. У истории человечества есть начало и будет конец. Об этом завершении говорит книга Апокалипсис — последняя из новозаветных книг, которая завершает Библию. Хотя эта книга символическая, в разные времена появлялись люди, которые на ее основе пытались определять дату конца света, нередко нагнетая нездоровый интерес к такому вопросу. Церковь смотрит на это по‑другому. У мира будет завершение, но, когда и каким образом оно произойдет, мы не знаем.

— И готовиться к этому не надо?

— Мне кажется, человеку надо прежде всего готовиться к своему личному концу, который, предполагаю, например, у меня наступит раньше, чем конец света в планетарном масштабе. Поэтому я должен буду отвечать перед Богом именно за свою жизнь.

Если же говорить обо всем человечестве, то на нашей планете сейчас масса оружия, которое за несколько часов может уничтожить мир. Развивается искусственный интеллект, который, видимо, прев­зойдет человека во многих областях. К чему это все приведет, сказать сложно. Мы не знаем даже того, как будет выглядеть мир через двадцать лет.

— Пандемия коронавируса — предвестник чего‑то? Или какое‑­то случайное событие?

— В истории мира было много разных катастроф, вспышек эпидемий, в том числе в огромных масштабах, которые косили людей, уничтожали целые города. Поэтому прошедшая пандемия не была чем‑то принципиально новым. Скорее, она еще раз поставила под вопрос нашу спокойную устоявшуюся жизнь. Человек нередко считает, что он властитель своей судьбы, господин своей жизни. Однако оказалось, что какой‑то микроскопический вирус способен изменить жизнь всей планеты. Это можно рассматривать как напоминание человечеству и каждому из нас о том, насколько мы хрупки. И если об этой хрупкости и связанной с ней ответственности не помнить, то существующий баланс может в любой момент рассыпаться.

— Отец Владимир, расскажите о вашем пути к служению?

— Я родился в обычной советской семье в городе Грозном. Там окончил школу. И в подростковом возрасте, в 16 — 17 лет, начал интересоваться теми фундаментальными вопросами, о которых мы говорили, задумался о смысле жизни. Прочитал Евангелие, пришел в храм, началось мое воцерковление. Здесь я получил ответы на многие вопросы, понял, что в церкви чувствую себя как дома. И тогда возникло желание посвятить себя церковному служению.

Церковь предлагает вспомнить: радость — то, к чему призван каждый человек. Последняя из заповедей блаженств, которые Христос дает в Нагорной проповеди, звучит: «Радуйтесь и веселитесь».

После школы поступил на факультет радиофизики и электроники Университета, но через два года учебы решил пойти в Духовную семинарию Петербурга. Родители, хотя они не были людьми воцерковленными, с пониманием отнеслись к этому моему шагу. И я очень благодарен, что они не стали препятствовать моему выбору. Окончил здесь семинарию и академию, потом учился в Германии, преподавал в Минской духовной академии, затем вернулся в Северную столицу. И уже пятнадцать лет тружусь в Духовной академии.

— Как сами отмечаете Пасху? С каким настроением ее ожидаете?

— Священник отмечает ее богослужением, она завершает длинный период великопостных богослужений. Моя семья тоже будет ночью в храме — у нас в Феодоровском или где‑то ближе к дому. И после главной праздничной ночной пасхальной службы также буду служить литургию утром. Затем приду домой, там у нас будет праздничная семейная пасхальная трапеза.

— Священники, кстати, приносят для освящения продукты в храм?

— То, что жена приготовит к Пасхе, я освящаю дома, читая те же самые молитвы, что и в храме.

— Тогда и любой человек может прочесть молитву у себя дома, а не нести продукты в церковь?

— Предполагается все же, что куличи и пасхи освящает священник. Хотя во время пандемии многие миряне сами благословляли пасхальный стол, поскольку это было невозможно сделать в церкви. Интересно, что самая необычная Пасха в моей жизни была именно в период пандемии. В нашем Феодоровском соборе богослужение транслировала одна из телевизионных компаний. И эту единственную Пасху в своей сознательной церковной жизни я провел не в храме, а в вагончике рядом, так как комментировал службу с режиссерского пульта. В храме были только священники, хор и телевизионщики. И меня поразило, как много людей смотрело трансляцию. Люди потом писали из разных городов и стран, благодарили.

— Ваше праздничное пожелание нашим читателям.

— Главное пожелание — больше пасхальной радости. Как бы много сложностей и проблем в жизни ни было, поводов для радости всегда больше. Достаточно ­просто оглянуться вокруг. Посмотреть на себя. Посмотреть в это ночное пасхальное небо, чтобы увидеть, что в нашей жизни есть радость. И если человек эту радость открыл, то тем или иным образом он стал причастным к великому празднику Пасхи.

Подготовил Олег РОГОЗИН



Материалы рубрики

27 апреля, 10:04
Татьяна ЧЕКАЛОВА
25 апреля, 11:33
Михаил СТРАХОВ
19 апреля, 11:13
Алексей АРАНОВИЧ
12 апреля, 10:44
Ольга КРЫЛОВА

Комментарии