Спектральный анализ по сходной цене

О том, как ушлые мошенники дурят пожилых людей, мы писали не раз и не два. Тема, похоже, вечная. Отличаются только детали: жулики предлагают своим жертвам лекарства от всех болезней, сверхэффективную косметику, чудодейственные средства для омоложения. Однако все, что мы могли сделать, это призвать наших читателей быть бдительнее, не верить «продавцам счастья». Ни разу (!) не удалось написать о том, как таких «благодетелей» задержали и осудили. И вот впервые в Петербурге (в Москве аналогичные дела уже были) на скамью подсудимых готовятся сесть сразу 20 человек, обвиняемых в сбыте «лекарств от всего на свете». На поверку они оказались обычными биодобавками (БАДами).

Спектральный анализ по сходной цене |  Иллюстрация agsandrew/yayimages/ТАСС

Иллюстрация agsandrew/yayimages/ТАСС

Диагноз через спутник

Когда слушаешь этот записанный оперативниками телефонный разговор, не знаешь, смеяться или плакать. На одном конце провода - пожилой мужчина, на другом - некий «доктор», который его «лечит» (здесь, правда, более уместен другой, более простонародный, смысл этого глагола). «Доктор» осведомляется, как действует лекарство, которое больной уже от него ранее получил. Глубокомысленно замечает, что «происходит усвоение препаратов, при этом наблюдается очень низкая эритрификация (?), идет разделение веществ».

Необходимо, заявляет «доктор», провести спектральный анализ на основе исследования голосовой мембраны. Процедура осуществляется через спутник, подключенный к системе ГЛОНАСС. Разумеется, это очень дорого, но для их постоянного клиента абсолютно бесплатно.

- В течение тридцати секунд произносите звук любой гласной, - вещает «целитель». - Вы будете слышать цифровой сигнал в трубке. У меня на мониторе будет отображаться вся информация. Скажите, где вы сейчас находитесь? Мне нужно это знать для наведения системы ГЛОНАСС (в трубке слышен стук клавиш компьютерной клавиатуры). Сейчас я подключу систему, и вы услышите в телефоне звук. Светочка, включай желтый штекер в левое гнездо! Три-четыре! Поехали!

- А-а-а! - тянет больной на том конце провода.

Звенит колокольчик - сеанс окончен. «Доктор» у себя на мониторе изучает результаты. Как и следовало ожидать, они неутешительны. У больного проблемы с позвоночником. Идет обширный остеопороз, в области предплечья - истощение пластин костной ткани. Короче, дело труба, если срочно не приобрести порцию новых препаратов.

Признайтесь, вы, конечно, подумали, что простодушный больной - это малограмотный крестьянин из далекой глубинки. Отнюдь нет, это петербуржец, человек с высшим образованием, в свое время закончивший Можайку. «Доктор», как нетрудно догадаться, никакого отношения к медицине не имеет. И никакой чудодейственной системы, сориентированной на спутник, у него нет. Как нет никакой Светочки и никакого штекера и даже монитора. Есть «отсек» метр на метр в общем офисе, стол, стул и телефон. А стук клавиш и «цифровой сигнал» имитируются при помощи мобильника.

«Фирма», которую представляет «доктор», в городе далеко не единственная. Действуют все они по одной хорошо отработанной схеме. Собирается команда ушлых людей, они регистрируют некое ООО, которое снимает офис с многоканальным телефоном. Оборудуют рабочие места - те самые «отсеки». На всем известном рынке покупают диски с ворованными базами адресных данных, делают по ним выборку пожилых людей - потенциальных «клиентов». После этого с каждого рабочего места начинается тупой обзвон с целью поиска жертв. Кто-то из получивших такой звонок сразу посылает новоявленного «благодетеля» подальше, кто-то бросает трубку после минуты разговора. Но кто-то обязательно «клюет» - ведется на сладкие речи и в конце концов попадает в грамотно расставленные сети.

Лекарство за миллион

Технология задуривания мозгов описана в специальных инструкциях. Разрабатывали их явно профессионалы, хорошо разбирающиеся в психологии людей, особенно определенного возраста.

Жулики работают парами. Первый, осуществляющий так называемый холодный звонок, представляется неким именем (только не своим настоящим), говорит, что действует от лица некоей медицинской фирмы. Таковая якобы осуществляет массовую акцию по диагностике заболеваний у пожилых людей. А в акции принимают участие светила медицинской науки.

Если собеседник заглатывает этот крючок, к делу подключается само «светило». Беседа идет неторопливо, может длиться час и даже больше. У собеседника выведывают все подробности его жизни, выясняют проблемы, проявляют к ним сочувствие. А заодно невзначай оценивают его платежеспособность.

Разумеется, успех разговора очень сильно зависит и от талантов телефонного «целителя». Полет фантазии и артистизм повышают шансы. Самопальные псевдонаучные легенды (подобные вышеописанной) вызывают у непосвященного трепет и буквально отключают его мозги.

Когда же человек проникается доверием к «доктору» (а пожилые люди часто обделены вниманием и от ласкового слова тают, как воск), тот переходит к «конструктивной программе». Заключается она, разумеется, в приобретении некоего суперсовременного препарата, которой «есть только у нас, помогает именно от вашей болезни и вам - о счастье! - достанется с большой скидкой». Цены, однако, называются такие, что у нормального человека волосы встанут дыбом - десятки и даже сотни тысяч рублей.

Однако жертва этого «гипноза» в тот момент, похоже, уже не совсем нормальна. Люди распечатывают заветные заначки, достают припрятанные «гробовые», снимают последние деньги со счетов и даже берут в долг. Потом, внимательно рассмотрев купленные «чудодейственные лекарства», они с удивлением обнаруживают, что это обыкновенные биологически активные добавки (БАДы), цена которым - максимум несколько сотен рублей.

Как ни удивительно, но всегда обнаруживается определенный процент людей, которым эти «лекарства»... помогают. Надо ли говорить, что в подобных случаях имеет место общеизвестный эффект плацебо. И тогда «излеченные» обращаются к «целителю» снова. И тот опять заставляет их открыть кошелек...

Подавляющее большинство покупателей, конечно, осознает, что их обманули. При этом ведут они себя по-разному. Одни, стыдясь признаться родным и знакомым, тщательно скрывают происшедшее. Другие пытаются связаться с той самой «медицинской фирмой». Но там вежливо объясняют, что препарат обратно вернуть невозможно. Третьи обращаются в полицию. И там им, как правило, дают от ворот поворот.

Почему стражи порядка не рвутся бороться с жуликами? Нельзя, конечно, исключить коррупционный фактор. Но, скорее всего, дело просто в трудности доказывания. Человек сам, по доброй воле, купил безобидные, легально выпускаемые препараты. Что ему при этом продавец говорил, неизвестно. Где тут мошенничество? Обычные гражданско-правовые отношения. Так что давайте, товарищ, идите в суд и там пытайтесь свою правду отстоять. Но кто-нибудь слышал хоть что-то о таких судах? Лично я - нет.

Телефонный гипноз

И вот - случилось. Количество заявлений от обманутых покупателей «чудодейственных средств» превысило некую критическую массу, и ими занялся «мошеннический» отдел питерского угрозыска. Оперативники поставили телефоны «целителей» на прослушку и... за четыре месяца работы записали десятки маленьких «спектаклей». Людей разыгрывали творчески, им ставили совершенно немыслимые диагнозы, каждый из которых грозил неминуемой смертью.

Потом, когда они, перепуганные, уже на все соглашались, их, чтобы не сорвались с «крючка», обрабатывал еще некий «заведующий фармацевтическим складом». Уверял, что лекарство редчайшее, выделяется по специальной государственной программе и... «только для вас, учитывая вашу тяжелейшую ситуацию»...

По оперативным данным, общее количество жертв самозваных «врачей» - не менее 700. Среди них - бывшие военные, инженеры, медицинские работники и даже... следователь прокуратуры. Это только те, кого удалось установить. Сколько осталось «за кадром», даже трудно представить. Следствие же остановилось на семнадцати наиболее ярких эпизодах.

Судя по материалам расследования, «фирма» работала с 2014 года. Возглавляли ее 57-летний Олег Суслов и 25-летний Игорь Калачев. Первый даже своим собратьям по ремеслу представлялся отставным сотрудником ФСБ. Якобы служил на границе с Китаем, бывал в горячих точках. На самом деле ничего этого не было. Судя по всему, Олег Юрьевич давно уже постоянной работы не имел, а был так называемым решальщиком вопросов, имевшим многочисленные связи в разных сферах.

С Калачевым он познакомился через его отца, с которым давно приятельствовал. Игорь был футболистом, одно время даже играл за дубль «Зенита». Но потом, видимо, что-то не сложилось, и он переключился на другую деятельность. А именно - стал «трудиться» в одной из вышеописанных «фирм». Но рядовым сотрудником. А после беседы с Сусловым решил открыть свое дело. Со старого места «работы» он вынес опыт, ту самую инструкцию и... клиентскую базу.

Кликнули клич по друзьям - желающих заработать легкие деньги было навалом. Зарегистрировали ООО (разумеется, не на себя, а на посторонних лиц), сняли офис, разбили его на отсеки, рассадили по ним «сотрудников», и работа пошла. Пять дней в неделю с десяти утра до шести вечера.

Деньги, что называется, потекли рекой. По данным следствия, у обычного «клиента» удавалось выцыганить полмиллиона рублей, а у некоторых - даже два и два с половиной. Деньги делились прямо в офисе. Зарплата сто тысяч в месяц для рядового сотрудника была обычным делом.

Раз в полгода приятели закрывали ООО и открывали новое. Примерно с такой же периодичностью меняли офисы. К тому моменту, когда «фирмой» заинтересовались оперативники, она имела вполне стройную иерархическую структуру. Два звена (как там называли, «проекты»), в каждом - от 7 до 10 операторов, во главе их - Кирилл Скачков и Никита Пулинец. Группа курьеров, подчинявшихся непосредственно Калачеву. Суслов отвечал за кадровую работу и безопасность. Время от времени курьеров задерживала полиция, те тут же звонили ему, он приезжал (иногда даже с адвокатом), показывал документы ООО и накладные на товар (те всегда в наличии имелись), и стражам порядка не к чему было придраться.

Курьер больше не придет

12 апреля 2016 года оперативники угрозыска при поддержке бойцов СОБРа вошли в один из офисов бизнес-центра на улице Егорова. По документам, арендовало его некое ООО «Медикал-групп». Бурную трудовую деятельность находившихся там многочисленных сотрудников пришлось прервать. Кое-кто из них в этот день сменил уютный офис на неуютную камеру. А «гости» кроме личного знакомства с задержанными (по голосам-то они многих прекрасно знали), получили в свое распоряжение множество изъятых в ходе визита документов.

Подробная бухгалтерия - кому, что и на сколько продали, какой конкретно оператор кого охмурил - очень сильно помогла следствию. Подозреваемых она также избавила от необходимости выкручиваться и врать - все улики были налицо. А когда задержанным стали прокручивать записи с их голосами, они и вовсе загрустили. Потом, правда, кое-кто из них (возможно, после бесед с адвокатами) стал отказываться от первоначальных показаний. Дескать, сам не понимал, что делаю, просто выполнял указания начальников...

Что же касается последних, то

Суслов, вопреки, казалось бы, очевидному, вину все же не признает. Калачев, Скачков и Пулинец сознаются в мошенничестве (а всем вменяется ст. 159, ч. 4 - «особо крупный размер»), но отказываются признавать ст. 210 - «организация преступного сообщества». Неудивительно - по этой статье им грозит до 20 лет лишения свободы, а за мошенничество - «всего» до 10.

Если же кого-то интересует мнение автора этих строк, то я считаю, что в данном случае уместно было бы дать всем по максимуму. Хотя понимаю, что вероятность этого невелика.

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло. Нашему законодателю все равно, у кого отбирают деньги - у здорового дылды или у беспомощного старика. Важен лишь размер суммы.

- Как фигуранты дела тратили «заработанное»? - спросил я у ведущего дело следователя по особо важным делам питерского ГУ Следственного комитета Дениса Крапиневича.

- Калачев купил себе «золотой» «Мерседес», - ответил он. - Остальные - ребята же в основном молодые - тратили деньги на развлечения и подружек. Пулинец готовился к свадьбе. Ну и еще наличными было изъято в общей сложности около двух миллионов рублей.

Вот так - гуляли и веселились на деньги, которые честным многолетним трудом заработали наши старики. Те, кто мерзли в окопах, голодали в блокаду, неимоверными усилиями восстанавливали страну. Для таких вот, выходит, отморозков, у которых не осталось в жизни буквально ничего святого.

Считаю такое положение вещей вопиющей несправедливостью. Поэтому обращаюсь ко всем, кто имеет право законодательной инициативы: необходимо вернуть в наш УК понятие «исключительный цинизм». И распространить его прежде всего на преступления в отношении пожилых людей. Сегодня это наши отцы и деды, а завтра - мы сами.

P. S. Сегодня в питерском ГУ СК «на выходе» еще одно точно такое же уголовное дело. На скамье подсудимых окажутся 29 человек, из них трое сейчас находятся под стражей, остальные - на подписке о невыезде. Еще двое объявлены в розыск. Обвинение предъявлено по тем же статьям УК, и даже эпизодов тоже 17.


#уголовная ответственность #цинизм #старость

Комментарии