Серых выведут из тени

Пробуксовывающая более полугода реформа по подготовке водителей в автошколах страны сегодня, похоже, набирает обороты. Уже ужесточились требования как к самим образовательным учреждениям, так и к тем, кто хочет получить заветные корочки. Означает ли это, что желающих сесть за руль станет меньше, и не ждет ли Петербург катастрофа на ниве подготовки водителей, рассказал заместитель начальника управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник полиции Александр Кузнецов. Наш собеседник сразу захотел внести ясность: «Никакого лицензирования автошкол ГИБДД не проводит, как сообщают некоторые СМИ. Лицензию они получают в комитете по образованию. ГИБДД лишь отвечает за выдачу заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений установленным требованиям».

Серых выведут из тени |

– Очень многие руководители автошкол недовольны реформой – высокие требования к экзаменуемым, необходимость наличия более современных классов, площадок... Все это, как считают некоторые, приведет к повышению стоимости обучения. А скептики и вовсе прогнозируют значительное сокращение подобных заведений.

– Это только консерваторы не хотят перемен в старой системе. Достаточно понаблюдать за потоками машин на наших улицах, чтобы удостовериться, что жизнь автошкол не замерла и реформа их не подкосила. Учебные машины ездят с такой же интенсивностью, как и год назад. Набор продолжается, даже если школа еще на стадии согласования своей деятельности. Правда, сейчас аргумент, что школа заканчивает программу обучения по старой методике и ее учебная машина на улице законна, – все, больше не действителен. Теперь мы можем реально повлиять на недобросовестных участников рынка обучения.


– Несмотря на проводимые реформы, ГИБДД наверняка известно, что «серые» автошколы продолжают работать без лицензии и заключения Госавтоинспекции. Но, к сожалению, ни ГИБДД, ни комитет по образованию не спешат привлекать следственные органы.

– У нас другая задача – выдать согласование на образовательную деятельность только тем, кто обратился к нам за разрешением для продолжения образовательной деятельности. В результате реформы закроются фирмы, занимающиеся демпингом. У них, возможно, дешевле получение водительского удостоверения, чем в среднем по городу, но эта услуга уже станет недоступной для желающих стать водителем.


– А как проходит процесс согласования в ГИБДД?

– Мы заранее готовились к работе в режиме цейтнота. Поэтому у нас нет никакой волокиты. Чтобы получить «добро», директор должен к заявлению приложить программу обучения, а она, как правило, стандартна, а также сведения о материально-технической базе. Затем наши сотрудники выезжают на место и перепроверяют предоставленные сведения.


– А как же площадка для обучения? Ведь, по новому регламенту, она должна быть не менее 0,24 га с размещенными на ней перекрестками, железнодорожными переездами, эстакадами. По мнению некоторых экспертов, стоимость такого автодрома — около 10 – 12 миллионов рублей. На мой взгляд, эта проблема трудно разрешима для такого мегаполиса, как Петербург. Только оформление кадастровых документов занимает несколько месяцев.

– Согласен. Не каждой автошколе по силам построить себе собственный автодром. Но это и необязательно. У многих он есть, надо только его дополнительно оборудовать. У кого такой базы нет – достаточно арендовать тренировочную площадку у другой автошколы.


– В городе и области сотни школ, на всех площадок не хватит. Не окажутся ли они потом, как некоторые квартиры, «резиновыми»? Договоры школы заключат, а в действительности инструкторы будут «накатывать» часы в чистом поле.

– Этого не будет. Все, кто заключает договор на аренду, должны предоставить в ГИБДД график практических занятий и сообщить количество обучаемых. Затем мы выезжаем на осмотр, проводим свои расчеты по пропускной способности автодрома и только потом выдаем согласование.


– Много ли участников этого рынка обратились к вам за согласованием?

– К сожалению, руководители автошкол не торопятся. До реформы разрешение на деятельность имели 169 областных и 76 городских школ, сейчас согласование получила лишь каждая пятая из них. Наиболее активны школы в городе, где чувствуется желание пройти этот процесс быстрее. А есть организации, которые за шесть месяцев не обратились к нам за консультацией даже по телефону. Удивляюсь, как они раньше готовили водителей!


– Школ много; печатные СМИ и Интернет пестрят объявлениями о наборе. Как сориентироваться в лавине предложений? Что посоветуете будущим автомобилистам?

– Прежде всего посетить сайт Госавтоинспекции (www.qibdd.ru). Этот ресурс дает возможность ознакомиться не только с перечнем автошкол, которые прошли согласование и получили разрешение, но и с тем списком, кто в стадии рассмотрения и кому вообще отказано.


На сайте содержится информация о названии организации, ее регистрационных данных, фактическом адресе, официальном сайте и рабочих программах, по которым осуществляется обучение. Внесение информации в данный массив осуществляется сотрудниками региональных подразделений Госавтоинспекции в срок не позднее трех рабочих дней со дня выдачи заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательного учреждения установленным требованиям.


– Сейчас в автошколах выросла цена за обучение. Где-то в два раза и выше. На ваш взгляд, станет меньше желающих получить заветное удостоверение?

– Цены, безусловно, стали выше. Но выросли и сами требования к подготовке водителей; в программе появились новые предметы, что влечет за собой расширение штата преподавателей, появляются дополнительные затраты на материально-техническую базу, увеличено количество часов на теоретические и практические занятия. Да и сам процесс обучения должен проходить не менее трех месяцев. А сдать экстерном уже нельзя, он запрещен.


– В настоящее время в городе, как известно, на общественном наземном транспорте не хватает квалифицированных водителей. Основной контингент за рулем автобусов и маршруток – приезжие из республик бывшего СССР. Зачастую их водительские документы вызывают сомнения. Чтобы продолжать работать, они должны пройти обучение и сдать экзамены до 1 июня нынешнего года. В противном случае им грозит административное наказание. Много ли «маршруточников» поменяли свои права?

– Весной прошлого года, когда для замены удостоверения достаточно было сдать только теорию, среди иностранцев наблюдался настоящий ажиотаж. Теорию сдали более 4,5 тысячи человек. Но многие до сих пор так и остались со своими прежними национальными документами, потому что по новому положению им нужно было учиться в автошколе не менее трех месяцев. Учитывая, что до 1 июня осталось совсем мало времени, думаю, что на внутригородских перевозках нас ожидает дефицит водителей. Тем более что иностранцы не спешат записываться в автошколы. Не знаю, на что надеются.


– Может, многим не по карману обучение?

– За них могут заплатить и сами предприятия, если хотят продолжить свой бизнес. Да и среди водителей появится здоровая конкуренция. На свободные места придут люди с российскими удостоверениями, а не те, кто получил свои документы непонятно где и как.


– На ваш взгляд, реформа изменит ситуацию на дорогах? Станут ли водители более профессиональными и вежливыми по отношению к другим участникам движения?

– Не могу однозначно сейчас ответить на этот вопрос. Реформа только в начальной стадии. Водителей, обученных по новой методике, еще мало. Только через год, когда появится статистика, можно будет оценить и качество обучения.


Если раньше курс вождения в Петербурге можно было пройти за 25 тысяч рублей, то сегодня средняя стоимость обучения составляет уже порядка 40 — 50 тысяч.

Увеличилось и учебное время. Теперь вместо 156 часов на подготовку отводится 190. Большая часть из них, 130 часов, предназначена для освоения теории, остальные — практические занятия.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 040 (5413) от 10.03.2015.


Комментарии