Отчего туман в тоннеле

Программу развития петербургского метро разработали в Смольном. Она среднесрочная - до 2030 года, однако рекорды строители подземных тоннелей и вестибюлей намерены устанавливать уже в этом году. Хватит ли денег на реализацию планов в будущем - большой вопрос.

Отчего туман в тоннеле | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- В текущем году у нас своего рода рекорд - будут введены в эксплуатацию пять новых станций метрополитена: «Новокрестовская», «Беговая», «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная». Таких объемов строительства метро в Петербурге не было давно, - заявил вице-губернатор Игорь Албин.

Прирост схемы петербургской подземки сразу на пять станций за год - случай для нашего города и правда уникальный. В последние годы строители радовали, как правило, открытием лишь одного метровокзала. Впрочем, рекорд этот отложенный. На самом деле окончание Фрунзенского радиуса в свое время планировали запустить еще в 2016 году. Затем сроки неоднократно переносились - даже в этом году. Открыть три станции 5-й линии сначала планировали в мае, вместе с объектами ЧМ-2018 - «Новокрестовской» и «Беговой». Однако на завершение строительства у города денег не хватило, теперь порадуют жителей Купчина, скорее всего, только к концу года.

От стабильного финансирования будет зависеть и реализация анонсированной вице-губернатором среднесрочной программы. Еще при разработке бюджета на 2018 год осенью прошлого года губернатор Георгий Полтавченко внес поправку об увеличении расходов на строительство метро с 25,9 до 30 миллиардов рублей. Теперь эту цифру взяли за основу и на последующие годы. Правда, Игорь Албин отметил, что в нее включены также расходы на проектно-изыскательские работы.

Приоритетным на ближайшее будущее определили сооружение Красносельско-Калининской линии. Это понятно: транспортная ситуация на юго-западе города усугубляется с каждым годом. Жилищное строительство ведется большими темпами, и существующие станции метро давно не справляются с растущим пассажиропотоком. Открытие первого перегона на новой, 6-й, линии - от «Юго-Западной» до «Путиловской, с переходом на станцию «Кировский завод» - отнесено к 2022 году. Однако недавнее сокращение на 4 млрд финансирования строительства этой линии ставит под сомнение этот срок.

Гораздо ближе к пуску станция «Большой проспект» на Васильевском острове. Вестибюль на углу Косой линии и Большого проспекта планируют открыть для пассажиров к концу будущего года. Это единственный пусковой объект 2019-го, так что после «рекордного» нынешнего мы опять переходим к графику: открытие одной станции в год. Второй могла бы стать «Театральная», которая находится на перегоне от «Спасской» до «Большого проспекта». Однако долгие задержки с определением места выхода из нее на поверхность привели к тому, что пока подземный вестибюль «Театральной» поезда будут проходить без остановки. А сооружение наземного вестибюля отнесли ко «второй очереди». В итоге Мариинский театр со всеми его тремя сценами еще на годы останется одним из «медвежьих углов» города, куда трудно добраться.

Как знают наши читатели, с финансированием строительства этого перегона тоже были проблемы. Задержка зарплаты проходчикам достигала полугода, из-за чего они даже вынуждены были объявить забастовку. О такой форме протеста в Петербурге не было слышно уже давненько. Лишь после подземной забастовки долг по зарплате стали погашать.

Еще более серьезные проблемы с финансированием возникли у метростроителей на продолжении Невско-Василеостровской линии по направлению к северной части города. Вслед за «Беговой», которую планируют открыть для пассажиров уже 28 - 29 апреля, на этой ветке должны построить «Планерную» (при проектировании станция имела название «Зоопарк»). Однако город не предоставил финансирование управлению механизации «Метростроя» на ремонт и сборку щита «Надежда», который должен был начать проходку в сторону «Планерной» 1 апреля. Теперь о сроке начала работы на этой линии в городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры предпочитают не говорить. Так же как и о финансировании этих работ, видимо, все средства брошены на достройку «Новокрестовской» и «Беговой», а также трех станций Фрунзенского радиуса. Как результат, открытие «Планерной» в программе отнесено уже к 2023 - 2025 годам. Причем к этим же годам, по новым планам, должны продлить фиолетовую линию до Шуваловского проспекта, где она благополучно должна соединиться с зеленой веткой метро - по переходу с «Планерной» на «Шуваловский проспект».

И все же, несмотря на все проблемы с финансированием, среднесрочная программа петербургского метростроения обнародована. Хотя есть реальная опасность, что из-за хронического недостатка средств она превратится в долгосрочную. К сожалению, перенос дат пуска новых станций - на годы - стал обычным для нашего города событием.

В программу развития петербургского метро до 2030 года входит и сооружение кольцевой линии протяженностью 40 километров с 20 станциями, 14 из которых будут переходными на другие ветки. Первый участок «большого кольца» планируют проложить от станции «Большой проспект» до «Лесной-2». Начало строительства кольцевой отнесено к 2021 году.

Стоимость сооружения линии, по предварительным наметкам, составит 300 миллиардов рублей. Получается, что практически все бюджетные средства, 30 миллиардов в год, будут идти на строительство кольца. Однако только этой линией город обойтись никак не может. Приморский радиус надо пробивать до Шуваловского проспекта, Правобережную линию - до Кудрова со сроком до 2025 года, Красносельско-Калининскую с одного ее конца - до Сосновой Поляны (2027 год), а с другого - до Ручьев (это уже после 2030 года). Есть и другие важнейшие для города направления: например, периодически вспоминают о намерениях провести метро в «Пулково» и Авиагородок. Планы большие, только вот по деньгам многое не сходится.

- На самом деле в петербургском метростроении ощущаются предпосылки к серьезному кризису. Недофинансирование тех или иных операций принимает хронический характер. Все чаще высказываются идеи о привлечении к подземному строительству фирм из Москвы под видом создания конкурентных условий. Это притом что столичные строители не знают ни наших условий работы, ни особенностей петербургских грунтов. Одна из московских фирм, например, бралась за строительство тоннеля на Синопской набережной. Последствия хорошо известны: фирма деньги «освоила» и исчезла из поля зрения, оставив после себя долгострой в самом центре Петербурга. «Работаю в «Метрострое» уже почти полвека, но такого тумана относительно будущего компании и метростроения в целом в нашем городе, как сейчас, никогда не было», - высказал свои опасения нашей газете директор управления механизации - филиала ОАО «Метрострой» Валерий Кузнецов.

#метро #финансирование

Комментарии