Кто в ответе за базар?

Более сотни руководителей и активистов различных национально-культурных объединений города собрались, чтобы обсудить проблему этнопреступности. Пожалуй, это было первое в их истории собрание, инициированное самими диаспорами (а точнее – главой азербайджанской автономии в северной столице, советником губернатора по национальным вопросам Вагифом Мамишевым), на котором они заговорили о недопустимо высоком уровне криминализации в среде мигрантов и выходцев из бывших союзных республик. Попытались разобраться в ее причинах и набросать план экстренных мер, для того чтобы переломить ситуацию.

Кто в ответе за базар? | Фото Виталия Невара/ТАСС

Фото Виталия Невара/ТАСС

Толчком к этому послужило недавнее трагическое происшествие в одном из петербургских кафе. «Когда два азербайджанца застрелили друг друга в ночном ресторане, мне в полдевятого утра губернатор позвонил: «Вагиф, что там у вас происходит?», – рассказал собравшимся Мамишев. – Это не может не задевать. В последнее время нашими земляками и представителями других национальностей совершается много преступлений, в основном в общественных местах – в ресторанах, на рынках и базарах, в торговых точках, такси. Нельзя делать вид, что нас это не касается».

Даже беглый просмотр новостных лент правоохранителей укрепит высказанную лидером петербургских азербайджанцев тревогу. Только за январь в перечне преступлений, совершенных мигрантами, четыре убийства, одно похищение, два изнасилования, два десятка ограблений и краж, пять угонов и ДТП, дважды Средняя Азия упоминалась в полицейских сводках о выявленных в Петербурге борделях... Самые резонансные преступления нередко провоцируют публичные выступления националистов: 14 декабря они провели плановый марш против этнической преступности. В январе, после того как безработный таджик напоил и изнасиловал 12-летнюю девочку, «Национальная социалистическая инициатива» вновь инициировала так называемый народный сход...

В целом криминогенная ситуация в городе в прошлом году ухудшилась ненамного: рост зарегистрированных преступлений составил 2,5%, сообщил прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко на недавнем расширенном заседании коллегии ведомства. Что же до этнопреступлений, то темпы общего их прироста, напротив, резко снизились, если сравнивать с 2013 годом. Так, в 2014-м почти на треть сократилось количество совершенных мигрантами убийств, более чем на 40% – количество случаев причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего; вдвое уменьшилось количество совершенных мигрантами изнасилований.

Можно бы порадоваться, да есть одно но: в этом самом несчастливом 2013-м, по данным руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Александра Клауса, рост числа преступлений, совершенных в северной столице иностранными гражданами, составил 34%! Тогда почти половину всех преступлений и правонарушений в общественных местах совершили «гости» нашего города из республик бывшего СССР, на их совести каждое шестое изнасилование и каждое пятое убийство. А стало быть, прошлогоднее «заметное улучшение» – это всего лишь возвращение к более благополучному уровню 2012 года.

«У преступности нет национальности» – с такого тезиса начинали свои выступления и представители диаспор, и чиновники, и правоохранители. У преступности, может, и нет, но у преступников есть. На конференции прозвучали и такие цифры: в настоящее время 11% всех преступлений в Петербурге и Ленобласти совершаются гражданами СНГ, при этом на их долю приходится примерно 80% изнасилований. По сведениям ГСУ Следственного комитета по СПб, 48% «мигрантских» преступлений совершались гражданами Узбекистана, 16% – Таджикистана, 9% – Азербайджана.

В последнее время в Петербурге все чаще возникают преступные группы из 10 – 20 молодых парней, не считающихся ни с какими традициями и авторитетами. И это тревожит диаспоры. «Такие люди говорят: знать не хотим никаких аксакалов, нам безразлично, что вы о нас думаете, нам все равно, когда сесть в тюрьму», – рассказывает Вагиф Мамишев.

Более всего его тревожит легкость, с какой ряды преступных группировок пополняются кадрами из числа новых приезжих. «Сегодня прилетают 300 человек из Узбекистана или Таджикистана. Вышли из самолета и разбежались кто куда... Кто-то занял на родине 20 тысяч на билет, и больше у него ничего – ни работы, ни адреса. Самые толковые идут оформляться в УФМС, но большинство не могут сделать этого самостоятельно – не хватает денег, знания языка, опыта, силы воли. Таких легко берут под свое крыло преступные группировки».

Диаспоры в меру своих возможностей, конечно, занимаются проблемами земляков. Общаются с силовыми структурами. К ним в первую очередь обращаются родственники попавших в криминальные истории людей...

– В нашем городе 108 диаспор, – говорит Вагиф Мамишев. – Нужно, чтобы представители диаспор не только защищали своих земляков от необоснованных обвинений, но также сообщали правоохранительным органам о совершенных или готовящихся преступлениях.

Лидер азербайджанской диаспоры предложил присутствующим на конференции руководителям и владельцам кафе, ресторанов и рынков отныне разделять ответственность за все произошедшее на их территории (правда, не уточнил, в чем она будет заключаться).

– Мы практически всегда знаем, кто из сидящих за столами чем занимается. И когда преступники собираются, чтобы получить с бизнеса дань, тоже. Многие руководители кафе и ресторанов знают, но никому не говорят об этом. А говорить надо – друг другу, правоохранительным органам.

Мамишев признает, что взял на себя очень большую ответственность, обратившись с таким предложением к землякам-бизнесменам, но уверен, что отклик будет. «Если бы люди не чувствовали ответственность за ситуацию, они бы и не пришли на эту конференцию. Мы составим список кафе, ресторанов, рынков, которыми руководят наши люди. И если там совершается преступление, руководители будут отвечать за то, что не сообщили о происходящем на их территории. Я уверен, что и правоохранители эту нашу инициативу поддержат», – уверен Мамишев.

Предложение азербайджанской диаспоры вывести из тени на свет божий этнический преступный элемент и даже создать совместную рабочую группу, которая бы получала информацию от рядовых членов национальных объединений и передавала ее правоохранителям, вызвало неоднозначную реакцию зала.

– Общественные организации должны заниматься прежде всего просветительской деятельностью, не подменяя собой госорганы, – считает Игорь Петренко, глава украинской общины Петербурга «Славутич».

– Рестораны, кафе, рынки, такси – это все бытовые конфликты, совершающиеся в том числе и между своими, это уровень культуры нашей. Нужно, чтобы у молодежи была возможность не в рестораны идти, а в спортзалы, причем бесплатно, – откликается представитель азербайджанской диаспоры.

– Цепочка «приезжий – нелегал – преступник» берет начало от безработицы. Общественные организации прежде всего должны помогать приезжим адаптироваться, – подает голос представитель общественной организации «Гражданский мир».

А с адаптацией у немалой части петербургских мигрантов с начала этого года начались, судя по всему, серьезнейшие проблемы.

– Самый большой приток гастарбайтеров в Россию дают граждане Узбекистана, и они нынче столкнулись с очень большими трудностями, – говорит глава узбекской диаспоры Алиджан Хайдаров. – Многие даже не знают об изменениях в законодательстве, считают, что живут и работают в Петербурге законно, а на самом деле уже нет. После введения миграционных новшеств с 1 января ряды нелегальных мигрантов пополнились, и пополнение это, я считаю, искусственное. А если человек нелегал, он не может работать, ему не на что жить, как следствие – он окажется в рядах преступных группировок. В статистике мы этой ситуации пока не видим – почувствуем только в мае, когда поток нелегальных мигрантов возрастет критически. Им ведь и покинуть территорию России не на что...


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена ДУНАЕВА, глава УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

«Многие приезжие не доверяют органам власти, но доверяют диаспорам. А потому и обращаются туда в сложных для себя ситуациях – когда становятся жертвами вымогательства или им не выплачивают зарплату, при потере паспорта и т. д. Мы активно обмениваемся информацией и, если нужно, подключаемся. Ведь важнее всего в такой момент не дать человеку уйти из «пограничного состояния» в криминальное русло.

Есть национальные объединения, которые активно сотрудничают со странами исхода, – через них мы работаем, чтобы разъяснить иностранцам все нюансы, что называется, на том берегу. В Петербурге активно действуют узбекская, таджикская, киргизская, украинская диаспоры. Мы можем в общих интересах воспользоваться их знаниями культуры, менталитета, языка, но нельзя возлагать на диаспоры излишних обязанностей и наделять их полномочиями решать какие-то вопросы, возникающие у иностранных граждан. Нельзя делегировать им право разбираться в вопросах противоправных деяний, совершенных их земляками. Это в полномочиях органов государственной власти.

В проблеме нелегальной миграции принципиально важно правосознание и соблюдение законов со стороны граждан России. Ведь зачастую ни один нелегал не нарушит закон, если вместе с ним не нарушит и наш гражданин – незаконно не примет на работу, не поселит у себя».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5404) от 24.02.2015.


Комментарии