Эврика! Новости науки: 27 апреля 2024

Эврика! Новости науки:  27 апреля 2024 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Незачем березу заломати

В Петербурге создали прибор для бесконтактного определения возраста деревьев.

Автор разработки — студентка, причем вуза, который больше ассоциируется с аппаратурой для космоса, чем для лесохозяйства: Государственного университета аэрокосмического приборостроения. Впрочем, сама кафедра, на которой учится студентка, занимается в целом инноватикой и интегрированными системами качества.

«Если дерево заболевает, то его чаще всего спиливают, а затем сажают новое, хотя можно на ранней стадии определить заболевание и помочь», — говорит автор Екатерина Евдокимова. И сейчас есть установки, которые позволяют определить диаметр ствола, не делая спил. Но, отмечает Екатерина, они очень дорогие и не очень точные. «Наша разработка решает эти проблемы, то есть делается фотография и сразу все рассчитывается — понадобится всего 10 секунд».

Прибор состоит из двух частей — прог­раммной и аппаратной. Лазерные лучи направляются на ствол дерева, чтобы сфотографировать нужный участок, затем данные обрабатываются с помощью компьютерной программы. Полученные результаты позволяют проанализировать состояние дерева с учетом его возраста.

Прибор можно применять как в городе, так и в заповедниках, где много редких и ценных деревьев.

Водный мир

Американские астрономы нашли нового кандидата в потенциально обитаемые экзопланеты.

Встречайте: это ранее открытая экзопланета LHS 1140b. Она обращается вокруг красного карлика с массой 0,18 массы Солнца (наше светило — тоже карлик, но желтый).

Вообще в системе LHS 1140 (она в 48,8 светового года от Солнца, в созвездии Кита) есть две экзопланеты. Ближайшая к звезде — LHS 1140c. Это теплая суперземля — так называют планеты больше нашей, но меньше Нептуна. Массой, например, около двух земных. А «теплая» она, потому что равновесная температура там 420 градусов Кельвина. Ну как «теплая»… В переводе на наши Цельсии это плюс 146 градусов с лишним. Нам туда не надо.

А вот вторая, та самая LHS 1140b, имеет массу 5,6 «земных», радиусом 1,73 «земного» и равновесной температурой 226 кельвинов. По-нашему это чуть холоднее, чем минус 47. Ничего особенного, в поселке Каневка Мурманской области и похолоднее бывало. То есть планета находится в потенциально обитаемой зоне, говорят ученые из Лаборатории реактивного движения NASA.

Сначала предполагали, что экзопланета является каменистым телом. Но массу пересчитали, и она оказалась меньше, чем предполагали. И самое правдоподобное объяснение низкой плотности LHS 1140b — то, что около 10 % ее массы составляет вода. И еще есть атмосфера с возможным преобладанием молекулярного азота, водяного пара и углекислоты.

Под океаном этой планеты может быть ледяная мантия, перемешанная с мантией каменистой. Моделирование показывает, что вблизи поверхности планеты глобальная средняя температура способна оказаться выше точки замерзания воды. И если у планеты есть механизм стабилизации климата для поддержания атмосферы, о которой написано выше, то почему бы ей не быть обитаемой?

Не слабо!

Финские ученые выяснили: генетическая предрасположенность к высокой мышечной силе способствует долголетию.

Это, конечно, вдрызг разбивает наше представление о том, что настоящие‑­то здоровяки — те, кто немощен. Но шутки в сторону. Даже если открытие кажется чем‑то из отчетов «капитана Очевидность», науке требуются доказательства. Вот ученые из Университета Ювяскюля этим и озаботились, исследуя данные о геноме и здоровье более 340 тысяч финнов, — при этом население всей страны 5,5 млн человек.

Выяснилось, что люди именно с генетической предрасположенностью к более высокой мышечной силе рискуют заболеть несколько меньше — речь о неинфекционных недугах, то есть хронических. Похоже, что вот эта заложенная в генах мощь больше отражает способность человека сопротивляться патологическим изменениям (в том числе в процессе старения), чем способность восстанавливаться после тяжелых испытаний, отмечают ученые.

На то и грызуны

Пожалуй, производителям зубной пасты пора использовать в качестве рекламы бобра. Или нутрию. Хомяк, наверное, тоже сгодится. Ученые нашли наночас­тицы, защищающие зубы грызунов от кариеса.

Резцы многих видов грызунов очень стойки к кариесу и другим повреждениям, связанным с воздействием кислот. Еще десять лет назад ученые из США присмотрелись: да, зубы у грызунов оранжевые, а то и бурые (так что их рекламная привлекательность под вопросом), но в том‑то и дело. В их эмали много ионов железа. Предположили, что именно это и служит защитой от кариеса.

Сейчас группа европейских физиков из Института исследования твердых тел в Штутгарте изучала микроструктуру зубов множества грызунов — в том числе евразийских бобров, нутрий, альпийских сурков, американских серых белок, европейских полевок и обычных лабораторных мышей.

Оказалось, что внутри эмали есть скопления из наночастиц белка ферритина и связанных с ним атомов кислорода и железа. По мере созревания эмали эти структуры превращались в частицы железосодержащего минерала ферригидрита, и он заполнял поры между зернами эмали. Вообще‑то данного минерала совсем-совсем мало, но и этого достаточно, чтобы резко повысить стойкость зубов к действию кислот и развитию кариеса.

Важно, что сами‑то наночастицы — бесцветные. А оранжевый и бурый цвет резцам грызунов придает не железо, как считалось, а тонкий слой из ароматической органики и других минералов. Ученые считают, что эти знания помогут разработать новые зубные пасты и другие гигиенические продукты. И в материал пломб тоже можно подмешивать.

От Антарктики —  к Атлантике

Потепление вод в Антарктике спровоцировало рост уровня моря в Атлантике, обнаружили исследователи.

Климатологи и океанологи из Университета Майами (США) анализировали данные, собранные в промежутке между 2000 и 2020 годами буями, установленными на дне Атлантического океана в его тропических регионах.

Буи работают на глубине несколько тысяч метров, отслеживают движение глубинных течений, которые являются частью так называемой Атлантической меридиональной циркуляции. Это огромная замкнутая система течений, она охватывает весь Атлантический океан и играет ключевую роль в обмене водой между его поверхностью и глубинными слоями. В последние годы ученые беспокоятся, что замедление движения этого «конвейера» течений из‑за глобального изменения климата радикально изменит перенос тепла и воды в Мировом океане.

Ученые обнаружили, что за последние 20 лет скорость движения глубинной части Атлантической меридиональной циркуляции замедлилась на 12 %. Это из‑за быстрого роста температур в приполярных регионах Земли: вода у берегов Антарктики хуже охлаждается, хуже погружается на глубину, а затем и медленнее движется в сторону экватора и северной Атлантики.

Из-за ослабления переноса глубинные воды Атлантики потеплели. Правда, всего на несколько тысячных градуса Цельсия, но и этого хватило (утверждают ученые), чтобы уровень моря у восточных берегов Северной Америки поднялся в результате теплового расширения океана. Последующее ослабление холодных антарктических течений дополнительно ускорит потепление глубинных регионов Атлантики, и рост уровня моря у берегов США, Мексики и государств Карибского моря станет заметным.

По материалам ТАСС, «N+1» подготовила Александра ШЕРОМОВА