«Жуткое впечатление». Чем были опасны дровяные склады в Петербурге

«В д. № 44 по набережной реки Пряжки находится дровяной склад кр. И. Ф. Веселова. На правой стороне склада, у стены д. № 46, остались с зимы два высоких штабеля березовых дров, почерневших от дождя и снега. Они были настолько высоки, что достигали окон четвертого этажа соседнего дома», – сообщалось в июне 1908 года в «Петербургском листке».

«Жуткое впечатление». Чем были опасны дровяные склады в Петербурге | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Дровяная торговля на Коломенском острове, омываемом Пряжкой, Мойкой, Фонтанкой, каналами Грибоедова и Крюковым, существовала издавна, что нашло отражение и в топонимике: Дровяной переулок, Дровяная улица (ныне Английский проспект). Здесь, на берегу Мойки, находились «дровяные запасные магазейны», которые императрица Екатерина II учредила «дабы продавать зимою бедным людям дрова за такую же цену как летом оные покупаются». Обилие в Петербурге водных путей позволяло вести разгрузку барок, доставлявших дрова, с берега непосредственно на склады.

...Окинув взглядом свои заметно опустевшие складские площади, крестьянин Иван Веселов решил пополнить запасы дров, чтобы успеть высушить их к предстоящему отопительному сезону. Оставив на месте старые штабели, он подогнал дровяную барку, и артели дровяных каталей (так называли тех, кто разгружал дрова) приступили к работе. «Видимо, укладчики неосторожно клали дрова, так как старые штабели стали шататься. Рабочие на это не обратили, к несчастью, внимания», – сообщал газетчик.

Потом некоторые катали ушли на обеденный перерыв, другие разложили провизию здесь же во дворе. Как водится, после трапезы рабочие решили «прикорнуть» и задремали рядом со старыми дровяными штабелями. Вдруг те покачнулись и всей своей тяжестью рухнули вниз...

Городовой оперативно вызвал пожарных, которые традиционно занимались разборкой различных завалов. Засыпанные поленьями рабочие были освобождены. Они отделались не слишком опасными травмами и были отправлены в больницу...

«Петербургский листок» не ограничился рассказом о происшествии на берегу Пряжки. В следующем номере была помещена статья, в которой журналист пытался разобраться – в чем причины таких угрожающих общественной безопасности катастроф, как избежать их в дальнейшем. «Не знаю, на кого как, – отмечал он, – но на меня эти дровяные дворы с высящимися в несколько этажей штабелями производят жуткое впечатление. Я знаю, как вообще ведутся такие дела и сколько проявляется в них нашей обычной халатности и «экономии» со стороны владельцев дровяных складов».

Глубинную причину катастрофы журналист видел в заоблачной стоимости столичной земли, что подталкивает торговцев дровами забивать участки топливом очень плотно, выстраивая настоящие деревянные небоскребы – «целые сооружения из дров».

Дровяные склады угрожали горожанам и с еще одной стороны: хорошо высушенные поленья пожароопасны. К примеру, в 1890 году внезапно загорелись огромные запасы дров (около 2 тысяч кубометров), хранившиеся в подвалах доходного дома Андрея Тупикова на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской (ныне Пестеля) улицы. «Домашними» средствами огонь остановить не удалось, вдобавок из глубины подвала повалил густой удушливый едкий дым, затянувший весь двор и выкуривший жильцов на улицу. Слишком поздно вызванные пожарные с трудом пробились к очагу и полностью побороли огонь лишь спустя двое суток с момента возгорания!..

Выходом было оборудование домов паровым отоплением, которое в начале XX века все активнее входило в практику столичного домостроения. Технические специалисты наперебой предлагали свои услуги в этой области. Многие домовладельцы охотно оборудовали свою недвижимость паровым отоплением, однако оставалось немало тех, кто не очень-то спешил отказаться от привычных печей. В этом консерватизме присутствовало и рациональное зерно. Испортившуюся печь легко починит знакомый печник, а вот если прикажет долго жить паровое отопление – перемерзнут все жильцы, и домовладелец рискует остаться без арендаторов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #дрова #опасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7011) от 17.09.2021 под заголовком «Дровяные дворы производили жуткое впечатление».


Комментарии