Виновником взрыва стала погода. Предновогоднее происшествие в Петербурге

«Вчера, 26-го декабря, в Лештуковом переулке произошел разрушительный взрыв. На улице в сточном колодце взорвался светильный газ. Колодец разворочен. Масса окон в соседних домах перебита. Сила взрыва была чрезвычайно велика», – сообщал «Петербургский листок» 27 декабря 1911 года о происшествии, случившемся в самый разгар рождественских праздников.

Виновником взрыва стала погода. Предновогоднее происшествие в Петербурге | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Взрыв случился рядом с домом на углу переулка, который ныне носит имя Джамбула, и набережной реки Фонтанки. У входа в здание находился сточный колодец, который близко подступал к городской газопроводной магистрали, снабжающей фонари топливом.

Газ в российской столице начали использовать для освещения в первые десятилетия XIX века, в 1835 году было учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». С 1880-х годов газовые осветительные приборы стали постепенно успать место электрическим. Подземные газопроводы приходили в негодность, своевременно обследовать и заменять их новыми не успевали.

«Очевидно, от времени или под влиянием каких-либо других условий труба эта пришла в ветхость и дала течь», – предположил репортер «Петербургского листка». Однако утечки газа, продолжавшейся, как оказалось, уже продолжительное время, никто не заметил: «Попадая в колодец, газ затем свободно вытекал наружу, смешиваясь с воздухом».

«Виновником» разрушительного взрыва стала переменчивая петербургская погода: оттепель, затем мороз... Колодезная решетка оказалась плотно заперта «крышкой» из смерзшегося грязного снега. Сочащийся из поврежденной трубы газ оставался внутри колодца, концентрируясь в плотную взрывоопасную массу.

Наступившие холода заставили дворников и извозчиков разжечь около дома костер _ на их беду, в нескольких шагах от колодца. Искра долетела до места выхода газа, и прогремел сильный оглушительный взрыв. «Раскаты его были слышны на чрезвычайно большом расстоянии и даже на площади Александринского театра», – сообщал газетчик. А это почти километр по прямой.

Крышка колодца взлетела вверх, вырвался высокий огненный столб, а камни мостовой, подобно шрапнели, разлетелись в стороны. Газета снабдила это сообщение апокалиптическим рисунком: люди, ослепленные взрывом, закрывают лица руками, некоторые падают навзничь; извозчичья лошадь резко остановилась, отпрянув назад. Поднялась паника: многие подумали, что взорвалась бомба террористов. К счастью, серьезно пострадавших не оказалось.

Спешно прибыли полицейские, место взрыва оцепили. Жильцам квартир с разбитыми стеклами пришлось несладко. Мастера не спешили откликаться на призывы замерзающих вставить стекла: они не рисковали приближаться к эпицентру взрыва до выяснения всех обстоятельств: а вдруг снова рванет? Тогда, как сообщал репортер, обитателям злополучных квартир не оставалось ничего иного, как собрать все оказавшееся в их жилищах тряпье и «забаррикадировать свои окна ворохами платья и старых вещей».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#взрыв #происшествие #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (6843) от 15.01.2021 под заголовком «Виновником взрыва стала погода».


Комментарии