Везувии у ног царя. Как у здания Нового Арсенала появился памятник Петру I

Фоторепортер Яков Штейнберг явно нацелил свой объектив не на памятник, а на человека, стоящего перед ним, — скульптора Всеволода Лишева, создателя этого монумента. Именовался он «Петру Великому — державному основателю Арсенала». Торжественное открытие при большом стечении народа состоялось в апреле 1914 года у здания Нового Арсенала на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) в день 200‑летнего юбилея завода.

Везувии у ног царя. Как у здания Нового Арсенала появился памятник Петру I | Скульптор Всеволод Лишев у памятника императору Петру I возле здания петербургского Арсенала, 21 апреля 1914 года./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д-19185

Скульптор Всеволод Лишев у памятника императору Петру I возле здания петербургского Арсенала, 21 апреля 1914 года./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д-19185

Открытие памятника Петру I должно было показать преемственность петровских традиций — от «первой ячейки» арсенального дела к «образцовому арсеналу». Между тем само пушечно-литейное производство к тому времени на заводе было уже упразднено. По словам автора «Исторического описания» предприятия штабс-капитана Вячеслава Родзевича, еще в конце XIX столетия исчезли «последние следы старого ­петровского арсенала», а сам завод перестал иметь отношение к орудийному делу.

Его «центр тяжести» сместился в область слесарно-механического дела — изготовления и ремонта лафетов, фортификационных средств, материальной части артиллерии. Собственное стальное, медное и чугунное литье позволяло самостоятельно выполнять любые заказы артиллерийского ведомства. Как отмечалось, «только арсенал справляется с таковыми нарядами без особого ущерба для казны». Особую «привилегию» составляли также заказы на конскую амуницию и колеса всех образцов.

«Кузницей кадров» для завода стала расположенная неподалеку Михайловская артиллерийская академия, выпускники которой сформировали здесь своего рода «изыскательскую базу». Как отмечал Родзевич, в условиях «почти безостановочного перевооружения артиллерии… современная металлургия превращается в настоящую анатомию и физиологию металлов».

Для выполнения этих задач в начале XX века заводскую территорию стали застраивать вглубь. От Арсенальной набережной, где еще полвека назад по проекту архитектора Александра Гемилиана были возведены краснокирпичные корпуса с арочными окнами, вдоль путей Финляндской железной дороги появились новые мастерские и центральная электростанция. Позади главного здания, обращенного к набережной, между офицерским корпусом и деревообделочной мастерской, и было решено установить памятник.

Средства на него собирали офицеры и чиновники военного ведомства, мастеровые и рабочие завода, часть денег добавила казна. Около четверти от всей суммы (13 тысяч рублей) было получено от продажи старой латуни, хранившейся на предприятии. Отливка памятника производилась здесь же, в заводских цехах.

Согласно условиям конкурса, Петр I был изображен в момент посещения Литейно-пушечного двора, заложенного в 1711 году на противоположном берегу Невы. «Царственный взор бодро и с верою устремлен вперед, в будущее его державы… самая искусная в мире дипломатия не в состоянии убедить так, как эти молчаливые, но «грозные Везувии», что покорно лежат у ног царя», — говорилось в «Историческом описании» арсенала.

Всеволод Лишев, победивший в конкурсе на лучший проект памятника, годом ранее окончил училище при Императорской академии художеств. Ради занятий скульптурой он оставил военную службу и в дальнейшем стал автором «галереи» скульптурных портретов знаменитых деятелей. Его изваяния, сохранившиеся до наших дней, знакомы многим петербуржцам, — это памятник писателю Николаю Чернышевскому на Московском проспекте и Александру Грибоедову на Пионерской площади перед зданием ТЮЗа.

Церемония открытия монумента Петру возле Нового Арсенала была необычайно торжественной: все заводские здания были украшены флагами, памятник «обрамлен клумбами зелени», рядом установлены информационные щиты. Напротив памятника под звуки полкового оркестра выстроились юнкера Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ и технического училища артиллерийского ведомства.

В полдень здесь собрались все высокие армейские чины и несколько депутаций, состоялся парад… Вечером того же дня рабочие арсенала были приглашены на оперу «Царь-плотник» в Народном доме императора Николая II на Петроградской стороне, там же был дан торжественный обед.

Увы, судьба памятника оказалась недолгой: в 1931 году скульптуру Петра I демонтировали и отправили в переплавку. На том же месте спустя сорок лет установили бронзовый бюст полководца Михаила Фрунзе, чье имя завод носил с 1940 года. Здесь он стоит и поныне. В постсоветскую эпоху новое руководство завода предприняло попытку возродить на прежнем месте памятник ­Петру, но столкнулось с таким обилием бюрократических сложностей, что решение этого вопроса отложили до лучших времен.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#памятник #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Везувии у ног царя».


Комментарии