Тысяча богинь

В начале марта 1905 года в Таврическом дворце произошло грандиозное событие – открылась историко-художественная выставка русских портретов. Их было представлено более двух тысяч, созданных на протяжении двухсот лет – с конца XVII по начало XX века.

Тысяча богинь |

Выставка была восторженно встречена публикой и удостоена лестных отзывов знатоков изобразительного искусства. Ее называли «живым паркетом русской истории», «безумием великолепия и роскоши», «бездной психического материала». Основу экспозиции составили произведения из царских и великокняжеских дворцов, государственных учреждений, столичных музеев, пригородных дворцов. Но особую полноту и одновременно загадочность выставке придавали портреты, поступившие из многочисленных дворянских усадеб. Были среди них и настоящие шедевры, до сих пор неизвестные публике и специалистам.

Подготовительная работа продолжалась более двух лет. По словам художественного критика Владимира Стасова, чтобы организовать столь масштабное мероприятие, нужны большая энергия, настойчивость и бесконечное терпение. Такими качествами, без сомнения, обладал генеральный комиссар выставки Сергей Дягилев – известный театральный и художественный деятель. Именно благодаря ему выставка получилась такой грандиозной. Достаточно сказать, что большинство «дворянских гнезд» (более 70) Дягилев посетил лично. Участие в подготовке экспозиции знатоков изобразительного искусства Николая Врангеля, Александра Бенуа, Игоря Грабаря позволило свести к минимуму ошибки при атрибуции представленных портретов.

Отдельно следует сказать о роли великого князя Николая Михайловича, историка и коллекционера. Он стал председателем выставочного комитета и убедил Николая II взять выставку под высочайшее покровительство. Николай Михайлович помог получить для выставки Таврический дворец, залы которого позволяли разместить такое количество работ. Портреты сгруппировали по царствованиям, а в каждом царствовании – по художникам, что соответствовало идее выставки как историко-художественной.

Русское портретное искусство предстало во всем своем богатстве и многообразии от парсуны до произведений современников. Впервые воедино были собраны сто произведений Левицкого, почти столько же работ Боровиковского, более пятидесяти Рокотова, а также работы Кипренского, Тропинина, Аргунова, Брюллова, Шубина, Щукина, Крамского и многих других мастеров русского портретного искусства. Наряду с русскими художниками фигурировали и наиболее выдающиеся иностранные портретисты, работавшие в России, например, Рослен, Винтергальтер и др.

Разумеется, представлены были не только шедевры, но и вещи третьестепенные. Однако они позволяли создать целостное впечатление о развитии отечественного портрета за два столетия. Отзывы носили преимущественно эмоциональный характер. Особый восторг вызвали женские портреты. «Тысяча богинь смотрит на нас с небес: тут и Суворов будет побеждать, и Потемкин присоединять Крым, все будут грезить, напрягаться, выходить из сил», – такие восторженные слова в журнале «Весы» оставил художник Николай Ремизов.

Были, впрочем, и другие оценки. Некоторые критики назвали эпоху, в которой творили Левицкий и Боровиковский, «временем пресмыкания», а их искусство «рабским», норовящим «прославлять сильных и богатых».

Не менее значимым, нежели художественный, был общественный эффект выставки. В журнале «Нива» 30 апреля 1905 года отмечалось: «В стенах Таврического дворца созданы в лицах страницы русской народной славы и скорби: тут и Северная война, и бироновщина, и пугачевщина, и «петровские птенцы», и «екатерининские орлы». По замыслу устроителей, посетители должны были полностью погружаться в атмосферу той или иной эпохи.

Выставка была исторической не только по названию и содержанию экспозиции. Она явилась символом уходящей эпохи. По словам Дягилева, это было время, когда «вырубались «вишневые сады» и «культ предков» уже выдыхался». Символично, что посетители восприняли серый цвет последнего выставочного зала как завершение этапа русской истории, который начался при Петре Великом. Кстати, один из оформителей залов архитектор Владимир Щуко впоследствии стал автором такого символа нового времени, как «Пропилеи Смольного». Он же один из авторов памятника Ленину у Финляндского вокзала.

Фоном выставки были поистине драматические события. Шла Русско-японская война (выставка устраивалась «в пользу вдов и сирот павших в бою воинов»), был самый разгар первой русской революции. И герои выставки – «птенцы гнезда Петрова», «елизаветинские красавицы», «екатерининские вельможи» как будто бы с изумлением взирали на то, что происходило вокруг...


КСТАТИ

Значительная часть полотен, особенно из тех, которые вернулись в усадьбы, была утрачена. К счастью, все портреты Таврической выставки были сфотографированы и частично (1087) опубликованы в пятитомном издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (СПб, 1905 – 1909), инициатором которого стал великий князь Николай Михайлович.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5426) от 27.03.2015.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».