Рассказываем об исторических особенностях малоэтажного строительства в Ленинграде

На фотографии из фондов историко-краеведческого музея «Нарвская застава» — строительство жилых домов в районе проспекта Стачек. 1949 год. Происходящее напоминает огромный муравейник, где каждый занят своим делом и трудится не покладая рук…

Рассказываем об исторических особенностях малоэтажного строительства в Ленинграде   | По оценке специалистов, послевоенное малоэтажное строительство в Ленинграде стало важнейшим этапом и полезным опытом того, что сегодня называют комплексным освоением территорий/Репродукция. ФОТО автора

По оценке специалистов, послевоенное малоэтажное строительство в Ленинграде стало важнейшим этапом и полезным опытом того, что сегодня называют комплексным освоением территорий/Репродукция. ФОТО автора

К восстановлению разрушенного жилья и строительству нового в Ленинграде приступили практически сразу же после войны. 26 ноября 1945 года состоялось заседание плановой комиссии Ленгорисполкома по вопросу «О подготовке к новому жилищному строительству в Ленинграде». На нем было принято решение, закрепленное потом в постановлении исполкома. Предполагалось, что до 1950 года в 5 – 6‑этажном «исполнении» будет построено 600 тысяч квадратных метров жилья, а в малоэтажном — 400 тысяч. Итого — миллион квад­ратных метров.

Забегая вперед, скажем: к концу 1950 года построили меньше половины из запланированного, и в основном это были малоэтажные дома. Почему же так получилось?

Причиной помимо нехватки подъемной техники и человеческих ресурсов была необходимость скорейшего обеспечения людей жилой площадью. Кроме того, в тех районах, где остались водопровод и канализация от разобранных довоенных домов (Новая и Старая Деревни, Белевское поле, Удельная), эти сети не были рассчитаны на многоэтажные здания. Поэтому строительство малоэтажек было на тот момент «неизбежным благом», и никак иначе.

К тому же производство бетона, кирпича и балок, по оценке специалистов, было кустарным. Ручного и механизированного инструмента не хватало более чем на 50 %, кирпич производили только 3‑го сорта. Более того, многие дома строили, возводя их из уже использованных прежде материалов. К примеру, первый дом на улице Савушкина был сложен из кирпичей, оставшихся от разрушенного здания.

В целом по городу к 1948 году только 23 % строительных организаций обращались к многоэтажным проектам. Что неудивительно: решение Ленгорсовета фиксировало стоимость одного квадратного мет­ра многоэтажной застройки в 1600 рублей, а малоэтажной (2 – 3 этажа) — в 1000 рублей.

Из-за нехватки строительных материалов возводили и так называемые финские домики. Преимущественно — на окраинах (Магнитогорская улица, Ланское шоссе, у стадиона им. Кирова) и в пригородах. Это были деревянные стандартные дома щитовой сборки — как импортные, так и отечественные. К примеру, подобный «финский» домик был выделен лауреату Сталинской премии дирижеру Самуилу Самосуду. Ни одного такого дома сегодня в черте Петербурга не сохранилось.

На возведение каменных двух-трехэтажных домов был объявлен конкурс. В результате были выбраны шесть основных типов зданий: два «варианта» общежитий и четыре — малоквартирных домов. В них допускалось применение отдельных входов для двухуровневых квартир (как на Дибуновской улице), наличие придомовых участков (еще свежо было в памяти выращивание капусты в блокаду на любых клочках земли в центре города). Причем архитекторы (к примеру, Аркадий Любош и Николай Баранов) в качестве образцов для проектирования приводили проекты американских коттеджей.

Такие постройки появились в разных районах города. 30 домов — на Щемиловке (для завода «Большевик»), 150 — западнее проспекта Стачек (для Кировского завода, Лесного порта и завода имени Марти, ныне «Адмиралтейские верфи»), 135 — в Старой и Новой Деревнях. По 70 зданий — на Большой Охте и в Удельной.

Осенью 1947 года специальная комиссия Ленинградского отделения Союза архитекторов проанализировала 10 типов малоэтажных домов. Она приветствовала отсутствие в них 4‑комнатных квартир, поскольку при норме 6 кв. метров на человека такие жилища неизбежно превратились бы в коммунальные. Наиболее удачными комиссия посчитала 16‑квартирные дома архитекторов Каменского и Белова, 14‑квартирные — Русакова (в 1947 году он даже был отмечен премией на всероссийском конкурсе) и 8‑квартирные — Фомина и Жука.

Тем не менее в «Материалах к директивам для составления Генерального плана развития Ленинграда (1950 – 1960 гг.)» четко указывалось: «Малоэтажное строительство должно быть резко сокращено». Причина приводилась следующая: главным экономическим показателем в застройке города является эффективное использование территории. А при возведении малоэтажных домов Ленинград неминуемо начнет разрастаться, длина коммуникаций станет чрезмерной, что грозит избыточными вложениями материальных средств.

Ситуация была прогнозируемой. Еще 26 ноября 1945 года на уже упомянутом заседании плановой комиссии Ленгорисполкома ее председатель Николай Манаков заявил: «В горкоме были склонны к тому, чтобы сдержать малоэтажное строительство, оно всегда означает уход от генеральной линии планировки Ленинграда».

Последним годом массового строительства малоэтажных домов был 1952‑й. А всего же с 1945 года в нашем городе возвели 400 таких зданий. В тех районах, где они появились, сформировалась уникальная для Ленинграда среда. Вот как были охарактеризованы эти кварталы на страницах одного из архитектурных журналов 1950‑х годов: «Несвойственным Ленинграду провинциализмом веет от этой застройки».

Сегодня же подобные кварталы, наоборот, воспринимаются как очень качественные именно из‑за среды, сформированной небольшими двориками. Они обладают максимальной степенью уюта (тихие улицы, много зелени, площадок для отдыха, соседи друг друга знают) и отсутствием большинства проблем, свойственных высокоурбанизированным районам, вроде недостаточного озеленения, нехватки парковок и пространств для отдыха.


#история #архитектура #малоэтажное строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024 под заголовком «Малоэтажный Ленинград».


Комментарии