По следам шамана Ивана Ивигина

По следам шамана Ивана Ивигина | Фото из работы автора

Фото из работы автора

XI региональная олимпиада по краеведению школьников Санкт-Петербурга

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют самые лучшие работы участников олимпиады за 2022 год (в сокращенном виде).

Для 9–11 классов региональная олимпиада является восприемницей ежегодных городских историко-краеведческих чтений школьников Санкт-Петербурга, которые проводились ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» при поддержке СПбГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, Союза краеведов Санкт-Петербурга и профильных общественных организаций с 1991 года.

Для 8–9 классов региональная олимпиада является восприемницей конкурса «Олимпиадный марафон», который проводился с 2007 года СПб АППО при поддержке фонда Д. С. Лихачева, Союза краеведов Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена, СПб ГУ, Российской Правовой академии Министерства юстиции (Северо-Западный филиал).

Выполнила работу: Белобородова Елизавета (историко-краеведческий клуб «Петрополь», ГНБОУ «СПбГДТЮ», ГБОУ Гимназия №24 им. И. А. Крылова).

По следам шамана Ивана Ивигина 



Введение

В августе 2021 года я принимала участие во Всероссийском конкурсе «Школа юного экскурсовода», организованном Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. В рамках конкурса я знакомилась с культурой народов Сибири: селькупов и эвенков. Изучая литературу по данной теме, общаясь со специалистами Колпашевского краеведческого музея, с представителями Межэтнической ассоциации «Ильсат», я осознала, как интересна, самобытна и разнообразна культура этих народов. В ходе работы мы познакомились с биографией одного из старейшин эвенков Верхнекетского района Томской области Владимира Александровича Ивигина из рода Чамба. Оказалось, что в роде Чамба было семейное предание о том, как их дядя — последний шаман рода Чамба ездил в Ленинград принимать участие в съемках и даже камлал на Марсовом поле. И Владимир Александрович хотел бы узнать подробности этой истории.

Глава 1. Иван Иванович Ивигин

Иван Иванович Ивигин — один из эвенкийских шаманов - родился в 1866 году в посtлке Орловка Томской области. Ивигины — эвенки, которые относятся к роду Чамба. Эвенки (до 1931 года представители этого народа назывались тунгусами) – представители тунгусо-маньчжурского населения Сибири на территории Томской области. Этот народ появился на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Тунгусы в переводе с якутского - «люди с замёрзшими губами», что означает «говорящие на непонятном языке». Кочевали эвенки по берегам Оби, Кети с их притоками, Васюгана, Парабели. Род Ивигиных входит в состав сымскокетских эвенков.

Основными традиционными занятиями эвенков являлись оленеводство, рыболовство и охота. В Томской области для эвенков в 1930-е годы создавались оленеводческие хозяйства. Фамилия Ивигин происходит от слова «хивига», что в переводе с эвенкийского означает: «пестрая певчая птичка, вьющая глиняное гнездо». Наш герой, как и все эвенки, имел три имени — Дайя (повседневное имя, которое использовали в обиходе), Шорквул (имя, которое упоминали при камлании) и Иван (имя, которое указывали в документах). Иван с детства обладал способностью к ясновидению. Шаманский дар он унаследовал от матери Мори. Он лечил людей, к мальчику за советом обращались все родственники, когда собирались начать какое-либо дело. Поэтому когда он вырос — он был посвящен в шаманы. Кто же такие шаманы? Какова их роль в жизни эвенков?

Мироощущение эвенков, по утверждению ученых Ю. С. Замарева, В. С. Лузан, С. В. Метляева, Г. М. Василевич и других, связано с «учением о доме или жилище», согласно которому вся природа (реки, озёра, тайга и небо) для них – родное жилище. Это жилище населено не только людьми, но деревьями и травами, зверьми и птицами, и самое главное, - всевозможными духами, защищающими людей от жизненных и душевных невзгод. Эвенки считали, что вселенная состоит из трех миров: верхнего (угу буга), который населяют духи и божества, среднего (дулип бува), где живут люди, и нижнего (хэргу буга), там обитают души умерших предков. Верхний мир располагался там, где восходит солнце, нижний — где заходит.

Считалось, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могли попасть только шаманы, причем наиболее сильные. Шаманы во многом помогали людям. Они лечили от болезней, камлали с целью найти и вернуть потерянную душу больного. В эвенкийской культуре шаманы – уважаемые и почитаемые люди, именно они формировали сознание общества и нормы поведения.  

Для того, чтобы стать шаманом, человек должен был иметь в роду шаманов, но этого было недостаточно, надо было быть избранным богиней Бугадой Энин – благодетельницей человеческого рода и покровительницей всех шаманов. Шаманы не делились на белых и черных, злых и добрых. Эвенкийские шаманы делились по происхождению. Были те, кто имел корни от неба и те, кто таких корней не имел. 

Один из самых почитаемых эвенкийских шаманов, который жил в первой половине XX века – Иван Иванович Ивигин. Именно его костюм и атрибуты хранятся в Колпашевском краеведческом музее. Он же приезжал в Ленинград на съёмки фильма «Мститель» 

Уже к сорока годам Иван Ивигин имел репутацию сильного родового шамана и проводил камлания в большом шаманском чуме – дюкане.  

«Атмосфера в чуме была доброжелательная, тишина необыкновенная. Перед началом дядя сидел, курил трубку и рассказывал, что он увидел... Мы, дети, наблюдали за поведением дяди, как постепенно он преображался, когда входил в экстаз. Глаза закрывал, губы что-то шептали, а потом шаман прикрывал лицо платком, начинал сидя, медленно раскачиваться и петь. Все вторили и мы, дети, тоже»

У каждого шамана за всю жизнь должно быть семь бубнов. Считалось, когда шаман уже изготовил седьмой бубен, он достиг наивысшей шаманской силы . Как рассказывал племянник Ивигина Владимир, в 1925 году у Ивана был уже шестой бубен. 

Однако антирелигиозная политика государства становилась всё сильнее и сильнее, была выпущена брошюра, автором которой был этнограф И. М. Суслов, под названием «Боритесь против шаманов». Иван Иванович стал заниматься повседневными занятиями, старался не рассказывать о своих способностях и так и не успел изготовить свой седьмой бубен. 

Личная жизнь Ивана Ивановича не сложилась. Его жена умерла, когда началось гонение на шаманов, погибли два сына: Денис и Михаил, 1910 и 1915 года рождения. В январе 1936 года трагически погиб Денис. Комсомолец, бригадир, охотник, его невеста Агафья Николаевна Лихачева. Молодожены хотели отметить свадьбу по-новому. Но родственники невесты требовали по старому эвенкийскому обычаю - заплатить калым оленями. Инициатором убийства Дениса был брат невесты Сергей Николаевич Лихачев. Второй сын

Михаил Иванович в 1941 году в сентябре был призван в армию и ранен в 1942 г. Позже его снова взяли в армию. Он попал на Ленинградский фронт, в 1944 году вновь был ранен, 22 апреля 1944 года скончался в Томском военном госпитале.

В 1944 году Иван Иванович переехал в Максимкин Яр и работал оленьим пастухом на производственно-охотничьей станции, в 1952 году он вернулся в Орловку. 

Шаман жил обычной жизнью, но иногда доставал свой бубен, люди обращались к нему за помощью, и он никогда не отказывал. Его племянница

Тамара вспоминала: «Жизнь нашего дяди ничем не отличалась от других сельчан. Помню, он лечил нас травами от простуды. Может, что-то и шептал над ними, но никому не показывал. Советская власть не поддерживала шаманизм, поэтому тогда он лечил только родственников».

Иван Ивигин умер в больнице поселка Белый Яр осенью 1959 года.  

После его смерти племянник Владимир построил лабаз в лесу и сложил туда все атрибуты шамана. Лабазом у эвенков называется хозяйственная постройка для хранения вещей и продуктов. Существовали и священные лабазы, в них хранились предметы культа. Через четыре года после смерти шамана племянник Владимир сдал наследство своего дяди в Колпашевский краеведческий музей в связи с тем, что в ходе планового освоения лесных угодий Приобья исторические лабазы часто уничтожались рабочими. 

Старший научный сотрудник Колпашевского музея Ольга Михайловна Титова предоставила нам документы о передаче костюма в музей. Из счёта от 02.03.1965 года, мне удалось узнать, что и за какую цену предоставил Владимир Александрович Ивигин директору музея: 

1.   Бубен – 1 шт., ударные щётки для бубна – 2 шт., чехол для бубна – 1 шт. – 30р.

2.   Головные уборы – 4 шт., хранитель для головного убора – 1 шт. – 5р.

3.   Изображение богов-покровителей, животные из металла и бисерные украшения – 80р. 

4.   Потакуй (эвенкийская переметная сума) для хранения религиозных предметов – 1шт. – 5р.

5.   Подвески для одежды из металла с изображениями зверей, лука, топора – 8 шт. – 5р.

6.   Набор одежды шамана 10 шт. – 35р. 

Благодаря экспозиции музея и литературе нам удалось узнать о том, как устроен эвенкийский шаманский костюм и почему в акте о передаче предметов так много вещей. Шаманы действительно были частью природы. Это отразилось костюме, каждый элемент которого связан с животным и растительным миром.  Костюм состоит из нагрудника, кафтана, тканевого и металлического головного убора, рукавиц. На рукавах кафтана - металлические пластины, обозначающие плечевые и локтевые кости, а вертикальная линия с отходящими лучами в центре нагрудника — это позвоночник с ребрами. Мех в костюме – олений, дополнен соболиными, беличьими шкурками. Таким образом, каждый элемент костюма обращен к животному миру. Важнейшие атрибуты шамана - бубен и колотушка. Шаманский бубен — это кожаный овальный или круглый обод, для его изготовления выбирали особую древесину. Во время обряда бубен мог превращаться в оленя и убегать в верхний мир, мог в рыбу и отправиться в нижний. Подробности, связанные с шаманским костюмом, нам рассказала Ольга Михайловна Титова.

Глава 2. Иннокентий Михайлович Суслов

Эвенкийскую культуру активно изучал этнограф Иннокентий Михайлович Суслов. Именно он стал научным консультантом фильма «Мститель». Нам удалось выявить подробности его биографии. 

Иннокентий Михайлович Суслов родился 31.07.1893 в Туруханске в семье дьяка и учительницы музыкальной школы. Большую роль в его образовании сыграл отец – Михаил Михайлович, который был тесно связан с северными народами. Он был проводником и переводчиком многих экспедиций, составил тунгусско-русский словарь. Иннокентий продолжил дело своего отца. Первоначальное образование он получил в гимназии города Енисейска. Уже там он начал заниматься этнографическими исследованиями кетов, юраков, тунгусов, интересовался проблемой Тунгусского метеорита. В 1911 году основал первую метеорологическую станцию II разряда в Енисейске и был на ней наблюдателем. После окончания гимназии в 1913 году Суслов поступил в Петербургский университет на естественное отделение физикоматематического факультета, чтобы получить знания, необходимые для дальнейшего исследования Севера. 

В 1914 году он принимал участие в экспедиции Академии наук по Туруханскому краю. Им были собраны этнографические коллекции, записаны на восковом фонографе шаманские обряды, собран гербарий с водораздела рек Курейки и северного притока Нижней Тунгуски, проведены энтомологические сборы. 

В 1922 году, Иннокентий Суслов как член РКП (б) выполнял поручение Сибирского бюро РКП (б), участвовал в организации подотдела музыкальноэтнографических исследований в Западно-Сибирском отделе Географического общества. В 1926 - 1927 гг. во время экспедиций на реки Нижнюю Тунгуску, Кочечумо, Тембенчи Иннокентий Михайлович собрал многочисленные образцы фольклора, шаманских и танцевальных мелодий.

В период с 1927 по 1934 год под руководством И.М. Суслова было построено 18 культбаз на территории Сибири.

На протяжении многих лет И.М. Суслов по просьбе Ленинградского института музыки писал работу «Эвенкийская музыкальная культура», в которой собрал много мелодий и текстов песен, записанных им в эвенкийских стойбищах во время экспедиций. В Ленинграде он жил последние годы своей жизни, здесь он в 1946 восстанавливал музей Арктики и Антарктики, стал первым его послевоенным директором. Сейчас Российский государственный музей Арктики и Антарктики, который находится на улице Марата, 24, является крупным музеем и научным центром, который занимается, в том числе, и изучением народов Севера. 

Судьба Суслова тесно связана с эвенками. Иннокентий Михайлович внёс неизмеримый вклад в изучение материальной и духовной культуры коренного населения Севера Красноярского края. Во время своих экспедиций Суслов всегда общался с шаманами. В 1926 году он принял участие в экспедиции в Эвенкию – район в Красноярском крае, где исторически проживали эвенки. С 1977 год по 2007 год – Эвенкийский автономный округ. Одна из последних записанных им бесед с шаманом состоялась 2 сентября 1930 года — на съемках фильма «Мститель» в Ленинграде, тогда Иннокентий Михайлович Суслов общался с Иваном Ивановичем Ивигиным.  

Глава 3. «Мститель»

Замысел фильма «Мститель» появился в 1928 году у режиссера Мануэля Владимировича Большинцова в Туруханске на съемках фильма «Тунгус с Хэнычара».  Невоплотившиеся замыслы и образы Большинцов передал режиссеру Борису Васильевичу Шпису и Рашель Марковне Мильман-Криммер.

В основу нового фильма легла старинная тунгусская легенда о Шектауле, рассказывающая о классовой борьбе между русскими и эвенками. Научным консультантом фильма стал этнограф И. М. Суслов. Именно благодаря ему, главному знатоку тунгусской культуры и литературы, в сценарий было добавлено много деталей о жизни этого народа. Жанр «Мстителя» можно назвать «киноверсией эвенкийский традиционного праздника Икэнипкэ». Икэнипкэ – традиционный праздник эвенков (тунгусов), который отмечали в первые месяцы лета, считалось, что в это время природа просыпается и наступает новый год. Праздник сопровождался многочисленными обрядами, хороводами, камланиями шаманов.  В аудио-визуальных материалах фильма были использованы эвенкийские песни, связанные с хороводом и движением вниз и вверх по Реке жизни. 

В ЦГАЛИ СПБ нам удалось познакомиться с режиссёрским сценарием фильма. 

Фильм рассказывает о старинном тунгусском роде, который крепко хранит и выполняет законы родовой мести. Еще до революции по ложному обвинению, выдвинутому купцом, был посажен в тюрьму старейшина рода. Вернувшись, он готовит младшего в роду мальчика к мести. Мальчик вырос и ушел в город, чтобы убить купца. Но к этому времени уже завершилась революция, в доме купца заседает Совет. «Мстителя», напуганного шумом города, задерживают, чтобы он понял и рассказал своему роду, что все купцы уже наказаны. Герой возвращается домой, смотрит новыми глазами на родовую жизнь и видит, что старейшина, по сути, тоже издевается над своим народом. Молодой человек понимает, что род должен быть перестроен по советским правилам.

11 февраля 1930 года была утверждена исходная версия сценария, написанного Б.В.Шписом и Р.М. Мильман-Криммер. Снимать эту картину необходимо было на месте. 

Р. М. Мильман-Кример вспоминала: «Необычайный, увлекательный материал нашей новой работы совершенно захватил нас. Чем больше изучали материал при работе над сценарием, тем более горели мы желанием сделать его на месте с подлинными тунгусами и на настоящей натуре. Комитет Севера при ВЦИКе указал нам место, где до сих пор сохранились национальные костюмы и древние обычаи. Местом этим оказалась фактория МоноконБалагон на реке Чирамбо (Сым), притоке Енисея».

После согласования сценария с Главным репертуарным комитетом экспедиция Ленинградской кинофабрики во главе с Б. В. Шписом и Р. М. Мильман-Криммер направилась на реку Сым для натурных съемок жизни эвенков.

Глава 4. «Мститель» Съемки в Сибири

В ЦГАЛИ СПБ сохранились монтажные журналы фильма, которые вела режиссер Р. М. Мильман-Криммер. Из них нам удалось узнать больше о съемочном процессе. Дорога съёмочной группы была нелегкой. 

В начале марта 1930 года группа выехала из Ленинграда. 21 марта уже прибыла в Красноярск, а 29 марта в Енисейск. С первое по седьмое апреля группа добиралась в самую гущу тайги на оленях. Из Енисейска в Ярцево ехали на оленях и лошадях. Расстояние между городами - 3500 километров. Пурга, холод, дождь - все это мешало группе передвигаться, поэтому поездка заняла 7 дней.  Дороги между Ярцево и конечным пунктом - факторией Монокон-Балагон на Сыме не было, поэтому проводники согласились принять ленинградцев в избушке Комсеверопути, находившейся в 40 километрах от Ворогова. По дороге в Ворогово почти вся группа переболела. Часто группе приходилось ночевать в тайге у костров. Продуктов не хватало, необходимо было заниматься охотой. Участники экспедиции носили на себе всё оборудование, костюмы и зеркала.

«Никогда не забуду ночи, проведенные в тайге зимой, под открытым небом. Но трудность путешествия была по приезде скоро забыта, уж очень интересен оказался невиданный мир, в котором обитали тунгусы», - вспоминала Р. М. Кильман-Кример.  

Вечером 30 апреля приехали на тунгусское стойбище. Устроили общее собрание тунгусов, чтобы договориться о приезде их на факторию для съемок. Согласились восемь семейств с чумами и оленями. Это были тунгусы родов

Баяки (Боярины), Кима (Лихачевы), Кемо (Тугундины), Килтына (Толстых) и Чамба (Ивигины).

Первого мая группа достигла своей цели – доехала до фактории Монокон-Балагон. Работа над фильмом началась четвертого мая. Но не сразу кинематографисты приступили к съемкам. В первую очередь было необходимо организовать медицинский пункт, аптеку и обследовать местное население. Потом тунгусам стали показывать различные фильмы, чтобы познакомить их с кино. 

Перед группой стояла сложная задача. Необходимо было заснять тунгусский род, живущий изолированно от других родов, не смешанный ни с одной народностью и сохранивший весь бытовой уклад. Это место было удалено от города и совершенно неизвестно. Тяжело было уговорить их на съемки. Тунгусы вначале отнеслись к экспедиции недоверчиво, аппаратов очень боялись и старались избегать русских.  

«Очень издалека и осторожно начали мы переговоры с этими никогда не покидавшими тайгу людьми. Сколько часов было потрачено на это, сколько чая выпито около костров в их чумах, пока мы добились их согласия».

В результате экспедиции было заснято много необычного и очень интересного этнографического материала: многочисленные обряды, весенние праздники, хороводы, камлания шамана.

До этого момента никому не удавалось заснять праздник Икэнипкэ, потому что тунгусы всегда уходили отмечать его в самые глухие и отдалённые места, но у съемочной группы «Мстителя» это получилось. В конце съёмок группа завоевала такое доверие, что коренные жители соглашались позировать перед камерой при любых условиях.

В начале августа 1930 года экспедиция вернулась в Ленинград, где съёмки продолжились.

Глава 5. «Мститель». Заключительный этап

На съемки в Ленинград поехало три тунгуса: шаман Иван Ивигин, а вместе с ним К. Бояринов и Ц. Бояринов, они были его хористами, подпевали при камлании. По эвенкийской традиции, подпевать шаману должны женщины, но они категорически отказались от дальней поездки, да и русского они не знали. Иван Иванович потом долго вспоминал забавную историю, которая произошла с ними. Когда в Томске поезд тронулся, все трое упали на пол от страха. Потом привыкли и стали смеяться.  На станциях они надевали национальные костюмы и выходили на платформу, всегда собиралось много людей, чтобы посмотреть на коренных тунгусов. 

27 августа на Марсовом поле Ленинграда был поставлен чум для камланий шамана. Третьего сентября в Ленинград приехал этнограф И. М. Суслов, он провел консультацию при подготовке к съемкам. Он также пообщался с И.И. Ивигиным, которого считал «одним из самых сведущих людей в области своего культа».

Съемки в чуме были назначены на третье и четвертое сентября. Родственники Ивана Иивгина вспоминали, что на съемках творились чудеса: аппараты ломались, ленты рвались, много раз повторяли одно и то же. Съемки продлились два дня – с часа ночи до шести утра 3 сентября и с восьми утра до десяти 4 сентября.

В сценах камлания шаману подпевал хор Института народов Севера, отбор людей и репетиции проходили третьего сентября. В то время здание института располагалось на набережной Обводного канала, 7. Дирижером был назначен И. М. Суслов, который заинтересовался этнографическим звуковым материалом. Съемки в чуме проходили третьего и четвертого сентября. 

Съемки картины были завершены пятого сентября.

К сожалению, все старания И.М. Суслова по организации музыкального сопровождения оказались напрасными, так как фильм по техническим причинам не удалось озвучить. Режиссёр Б. В. Шпис говорил по этому поводу: «Озвучка сделала бы картину значительно ярче, ибо имелся исключительно интересный звуковой материал, да и все построение вещи было музыкально, построено в ритме и форме тунгусской эпической песни».

29 ноября 1930 г. художественно-политический совет Ленинградской кинофабрики «Союзкино» обсудил получившуюся кинокартину. Большинство признали фильм положительным. Фильму выдали прокатное удостоверение. Однако критики не оценили фильм высоко. Среди недостатков они выделяли: искажение, преувеличение фактов, недостоверный сюжет. Но все признали, что фильм богат этнографическими материалами.

Удалось найти один из немногих отзывов на этот фильм:  

«Не только идеологически, но и в отношении сюжетного оформления картина является недостаточно выдержанной. Национальная вражда к русским слишком преувеличена и сделана основной чертой психики эвенкийского племени, что совершенно не соответствует действительному облику эвенкийцев. Основной сюжет — долголетняя подготовка всем родом «мстителя» «за нацию» надуман, нежизненен, фальшив и совершенно ложно освещает настроения эвенкийского племени. Вообще во всей картине было бы целесообразно ввести больше комических моментов в противовес и взамен ненужной и излишней сентиментальности отдельных эпизодов. Вся картина нуждается в серьезном пересмотре и значительном ее изменении в отношении целого ряда эпизодов. К сожалению, основного ее недостатка — ложного сюжета, уже изменить нельзя. К достоинствам картины необходимо отнести богатый этнографический материал и прекрасную игру действующих в ней туземцев», - писал П. Устюгов.

К сожалению, этот богатый этнографическим материалом, дополненный уникальными кадрами фильм не сохранился до наших дней. В ЦГАЛИ нам удалось увидеть лишь некоторые кадры этого фильма, отпечатанные как фотографии.  

Заключение

Все задачи, поставленные на данном этапе исследовательской работы, выполнены.

Главным результатом своей работы на данном этапе я считаю поездку в Томскую область и работу в Колпашевском краеведческом музее с подлинными шаманскими атрибутами и предметами культа. Я также впервые ввожу в научный оборот архивные источники, связанные с историей фильма «Мститель». 

Моя работа имеет практическую значимость. Экземпляр моей работы передан в рабочий поселок Белый Яр Верхнекетского района Томской области племяннику Ивана Ивановича Ивигина Владимиру Александровичу Ивигину, теперь это — восстановленный фрагмент семейной истории Ивигиных. Также мной в составе авторской группы учащихся клуба «Петрополь» подготовлен и опубликован на платформе izi-travel аудиогид по Колпашевскому музею, рассказывающий о традиционных занятиях эвенков, а также о костюме и атрибутах эвенкийского шамана. Я благодарю всех научных сотрудников, которые оказали нам помощь: Ольгу Михайловну Титову – старшего научного сотрудника Колпашевского краеведческого музея и Татьяну Юрьевну Сем – ведущего научного сотрудника Российского этнографического музея. 


Комментарии