Парголовский пароход. Каким было транспортное движение по Нижнему Суздальскому озеру

И сегодня Суздальские озера популярны у горожан в жаркие летние дни, хотя вообще-то эти места дачники облюбовали еще в конце XIX века. Кстати, нынешняя железнодорожная станция Шувалово, появившись в 1869 году, первоначально именовалась Парголово – по селению 1-е Парголово, расположенному на противоположном берегу Нижнего Суздальского озера.

Парголовский пароход. Каким было транспортное движение по Нижнему Суздальскому озеру | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Регулярное пассажирское движение открылось здесь в феврале 1870 года. Сначала ходил только один пассажирский поезд в день, а товарные поезда отправлялись при необходимости.

Открытие железной дороги привело к настоящему дачному буму на землях вокруг Суздальских озер, где возникли поселки Шувалово и Озерки. Тогда же началось и регулярное пароходное движение по Нижнему Суздальскому озеру. Как обычно утверждается в краеведческих источниках, его организатором стал в 1870 году контр-адмирал Александр Иванович Шейнкейц (в некоторых заметках его именуют Шейнкрейцом, хотя ни в том ни в другом написании такой фамилии в списке российских контр-адмиралов нет).

Стоимость билета на пароход не менялась долгое время и равнялась 10 копейкам. Для сравнения: для проезда на поезде от Финляндского вокзала до станции Шувалово в 1895 году в низшем 3-м классе требовалось заплатить 22 копейки. К тому же постоянным пассажирам парохода делали скидку: книжка абонементных билетов на 30 поездок обходилась в 2 рубля 50 копеек.

Парголовский пароход представлял собой построенный в Финляндии большой катер с двускатным навесом, защищавшим пассажиров от дождя. Но выглядел он весьма импозантно: дерево под дуб, медные части. Вмещало судно 20 –  25 пассажиров.

Посреди парохода располагалась паровая машина с дымовой трубой, возвышающейся над навесом. За паровой машиной на корме находились деревянные скамьи для пассажиров. Машину обслуживал механик, выполнявший по совместительству обязанности кочегара. Вторым членом команды был рулевой матрос, по сути, капитан парохода. Во время движения он стоял у штурвала на носу судна.

Поездки на пароходе пользовались огромной популярностью, стоит ли говорить, какой восторг они вызывали у детей. С борта судна открывались замечательные виды окрестностей, которые в ту пору современники восторженно именовали «шуваловской Швейцарией». Как писал журнал «Всемирная иллюстрация», «в хороший летний день прогулка в Шуваловский парк, к знаменитому Парнасу, из душного и знойного Петербурга, напоминает, как нельзя более многие заграничные прогулки как легкостью сообщения, так и неоспоримою миловидностью проскользающих перед глазами картин».

Пассажирское сообщение осуществлялось с мая по сентябрь с семи утра до одиннадцати вечера. Пароход пришвартовывался к пристани у железнодорожной станции Шувалово ко времени прибытия поезда. По пути следования, обогнув Церковную гору со Спасо-Парголовской церковью и Шуваловским кладбищем, суденышко делало остановку у пристани в 1-м Парголове около трактира Крюкова. Домики и дачи там подходили к самой воде.

Затем, огибая выступающий восточный берег, пароход направлялся к конечной пристани, откуда уже было рукой подать до Шуваловского парка. Еще сравнительно недавно на берегу можно было разглядеть остатки пароходной пристани и общественной купальни конца XIX века.

Рядом с пристанью находился специальный навес, под который по окончании навигации пароход затаскивали с помощью различных хитроумных приспособлений. Каждую весну его тщательно осматривали, ремонтировали и красили, после чего торжественно спускали на воду.

Пароход регулярно менял владельцев, которые каждый год запрашивали разрешение на судоходное движение по Нижнему озеру. В 1900 году был выполнен капитальный ремонт судна, и местный репортер с удовлетворением отмечал: «Наш пароходик, который возбуждал в течение многих лет опасения дачников своей примитивной конструкцией, в нынешнем году заново отремонтирован и свободно плавает по озеру, пугая местных рыболовов».

Вообще движение по озеру в ту пору было весьма оживленным. Парусный и гребной кружок «Фортуна», открывшийся в 1888 году, располагал 20 парусными судами и собственным пароходом «Первенец». Большой флот имел Шуваловский яхт-клуб, пристань и помещения которого также располагались на берегу Нижнего озера на Старо-Орловской улице.

Постоянным пассажиром парголовского парохода был Александр Блок, неоднократно бывавший на Суздальских озерах. Приехав 3 сентября 1917 года на Нижнее озеро после напряженной работы в Чрезвычайной комиссии по расследованию противозаконной деятельности царских министров, поэт в своем дневнике записал: «Бесконечно ясный, холодный и грустный день. Осень. Я подошел к озеру: купальни заколочены, пароход перестал ходить, поездов меньше, листва редеет»...

Летний сезон 1917 года, по существу, стал последним годом шувалово-озерковской дачной идиллии. Весной следующего года катер на воду не спустили. Блок отметил в записной книжке: «Июнь 1918. Шувалово. Озера без парохода –  пустота». С тех пор регулярного транспортного сообщения по Нижнему Суздальскому озеру никогда больше не было.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#транспорт #Парголово #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6972) от 23.07.2021 под заголовком «Парголовский пароход».


Комментарии