От печки. Как появилось паровое отопление в Ленинграде

Кому-то может показаться совершенно невероятным: несмотря на то что в начале ХХ века в городе появилось паровое отопление, большую часть домов в его центральной части (что уж тут говорить о пригородах!) еще очень долго продолжали отапливать по старинке дровами. Массовая замена печного отопления на паровое началась в Ленинграде лишь в середине 1950-х годов.

От печки. Как появилось паровое отопление в Ленинграде | Типичная картина послевоенного Ленинграда: интеллигентный человек, что видно по одежде, стал счастливым обладателем столь необходимого запаса дров. Осень 1949 г. / ФОТО из архива автора

Типичная картина послевоенного Ленинграда: интеллигентный человек, что видно по одежде, стал счастливым обладателем столь необходимого запаса дров. Осень 1949 г. / ФОТО из архива автора

В нашей коммунальной квартире на 1-й Красноармейской улице жили пять семей. В одной из комнат стоял белый изразцовый камин, оставшийся от прежнего владельца. От камина по комнатам расходились трубы с вьюшками, обогревавшие комнаты. Но в дополнение к этому в советское время в комнатах установили круглые печи, сложенные из кирпича и «одетые» в каркас из тонкого железа.

Очень хорошо помню нашу круглую печку. Процесс ее растопки был сказочно интересным, но отнюдь не простым. Дрова в печь укладывали почти вертикально, а загореться им помогали щепки и старые газеты. Но эту операцию нам разрешали проводить только под наблюдением кого-нибудь из родителей. Нагревались такие печи быстро, и как приятно было в холодной комнате прижаться к теплому железу!..

Тепло сохранялось долго, но утром вылезать из нагретой постели все равно не хотелось. А тем более выходить в общий коридор, который, как и туалет, не отапливался...

Хранили дрова в подвале. Во дворе располагались еще какие-то штабели дров, прикрытые чем придется. Помнится, наш дворник строго следил, чтобы мы не бегали по ним, поскольку могли их развалить. Наши возможные травмы при этом дворника не особенно волновали.

Подвал был разделен на небольшие закутки, закрытые на замок: каждая семья хранила в них поленницы дров. Мы с братом помогали отцу таскать охапки на третий этаж, и хорошо помню мамины слезы, когда однажды дрова у нас украли.

Обязательным мероприятием по подготовке к зиме было заклеивание окон. Каждый год мама нарезала длинные ленты из газет и каким-то самодельным клеем заклеивала все щели на окнах, а между рамами укладывала толстый слой ваты.

«Это были те неожиданно теплые дни поздней осени, которые судьба дарит людям, не успевшим своевременно замазать оконные рамы», – эта шутка писателя Эмиля Кроткого была весьма актуальна в то время... Весной, разумеется, приходилось эту бумагу отдирать, что, помнится, было весьма не просто.

Когда печное отопление стали менять на паровое, во всех комнатах нашей квартиры проделали дырки для труб, но их поставка задерживалась, и эти дыры, по словам моего старшего брата, доставляли жителям немало дискомфорта. Зато дальнейшая операция оказалась весьма интересной. Трубы надо было сварить, в ходе этого процесса использовался карбид, да еще и выделялся горючий газ с очень неприятным запахом. Казалось, весь город был им наполнен...

После всех этих работ оставались бесхозные куски карбида, что нас, подростков, очень радовало. Карбид при попадании и в обыкновенную воду шипел, пузырился и создавал вокруг настоящую вонь. Но мы развлекались тем, что бросали куски карбида в лужи.

В Польском садике (у нынешнего Музея-усадьбы Державина) смелые послевоенные дети устраивали такое представление: ставили на землю тазик с водой и карбидом и закрывали его крышкой. В ней делали небольшое отверстие, через которое газ потихоньку выходил наружу. Когда крышка начинала вибрировать, газ поджигали, и тазик вместе с крышкой взлетал метров на десять. И всем было весело!

Что же касается печей, то они после установки в комнатах батарей сразу же стали ненужными. О том, чтобы сохранять их как историческую реликвию, ни у кого особенной мысли не было, больше радовала возможность увеличить полезную площадь в комнатах. Печи разбирали сами жители. Помню, как мой старший брат помогал отцу выносить кирпичи ведрами. Мне по малости лет эту работу не доверяли.

С тех пор мне приходилось «общаться» с разными отопительными устройствами, но та, первая печка – самая дорогая.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Ленинград #отопление #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7031) от 15.10.2021 под заголовком «От печки».


Комментарии