Омнибус до Муринской заставы. Кто ездил на Спасском дилижансе?

«Нам достоверно известно, что с 15 мая учреждается омнибус для желающих ездить на Спасскую Мызу г. Беклешова (за Лесным институтом), в окрестные места и обратно, который будет ездить по Каменноостровскому проспекту, через Каменный остров, мимо дачи графини Строгановой и так далее…» — сообщалось в «Литературной газете» 4 мая 1844 года.

Омнибус до Муринской заставы. Кто ездил на Спасском дилижансе? | ФОТО Википедии / Везенберг / Общественное достояние

ФОТО Википедии / Везенберг / Общественное достояние

Автором публикации был Николай Некрасов — в ту пору плодовитый журналист и начинающий поэт. Летом 1844 года в «Литературной газете» была напечатана серия его очерков «Петербургские дачи и окрестности». В них были довольно подробно описаны сад Беклешовых в селе Спасском (Спасской мызе) и омнибус, соединивший Спасское с Петербургом. Внимание Некрасова к этим местам неслучайно: именно там с 1844-го по 1849 год он проводил каждое лето.

«Омнибус будет ездить по вышереченному тракту четыре раза в день туда и четыре обратно; цена за место в омнибусе в один конец в обыкновенные дни 25 копеек серебром, в праздничные и воскресные — 30 копеек ­серебром… Пункт отшествия его из Петербурга — у Гостиного двора, а с Спасской мызы — у часовни. О часах отправления будет извещено в свое время», — сообщалось в упомянутой выше публикации от 4 мая 1844 года.

В середине лета Некрасов писал одному из знакомых, приглашая в гости: «Я живу там, куда ходит Спасский дилижанс — в самой деревне, близ Муринской заставы, в доме крестьянина Ермолая Иванова, № 1». Писатель Дмитрий Григорович, побывавший у поэта, вспоминал, что его «дача» — не более чем простая изба, отдаваемая внаем огородником.

Карты того времени дают возможность с высокой точностью определить: вероятнее всего, дом Ермолая Иванова стоял на Большой Спасской улице (ныне ­проспект Непокоренных) между нынешней площадью Мужества и памятником «Блокадный колодец». На плане 1839 года Муринская застава обозначена как раз примерно на месте будущего памятника.

Некоторые биографы Некрасова почему‑то считают, что он снимал дом в деревне Мурино. Но от Муринской заставы до нее больше пяти верст. Путаницу создает созвучие названий — Мурино, Муринская дорога, Муринская застава…

Тем же дождливым летом 1844 года еще несколько видных литераторов сняли дачи в северных окрестностях. Виссарион Белинский с семьей поселился в Лесном, Иван Тургенев — в 1‑м Парголове. Тургенев приходил к Белинскому почти каждый день, после чего они вместе гуляли по парку Лесного института.

Тургенев так описывает дачу Белинского: «Он занимал одну из тех сбитых из барочных досок и оклеенных голубыми пестрыми обоями клеток, которые в Петербурге называются дачами… Сообщения с Петербургом были затруднительны — в ближайшей лавочке не находилось ничего, кроме дурного чаю и такого же сахару…».

Летними вечерами Некрасов и Тургенев нередко собирались у Белинского. Первые двое были страстными охотниками, а Белинский, как вспоминали современники, любил собирать грибы. Едва ли окрестности Спасской мызы в те времена годились для охоты, а вот грибов в здешних перелесках было немало… Ныне на месте села Спасского находится площадь Мужества и прилегающие улицы, а на территории Беклешовского сада — завод «Красный Октябрь».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #транспорт #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Омнибус до Муринской заставы».


Комментарии