Неизвестные герои «Стерегущего». Вокруг подвига легендарного корабля развернулись настоящие баталии

Подвиг миноносца «Стерегущий», совершенный во время Русско-японской войны, давно уже стал легендой. Ему посвящены стихотворения, песни, литературные произведения. Всем хорошо знаком памятник экипажу миноносца работы скульптора К. В. Изенберга, установленный в 1911 году в нашем городе на Каменноостровском проспекте. Безусловно, «Стерегущий» стал символом доблести русского флота и одним из самых известных кораблей-героев. Хотя вокруг его подвига несколько лет шли жаркие споры…

Неизвестные герои «Стерегущего». Вокруг подвига легендарного корабля развернулись настоящие баталии | Фотография образа Христа Спасителя с миноносца «Стерегущий», спасенного во время боя кочегаром А. Осининым./ФОТО из коллекции РГАВМФ

Фотография образа Христа Спасителя с миноносца «Стерегущий», спасенного во время боя кочегаром А. Осининым./ФОТО из коллекции РГАВМФ

В ночь на 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1904 года в районе Порт-Артура два небольших миноносца, «Решительный» и «Стерегущий», по приказу командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова провели ночную разведку в сторону Дальнего, пытаясь найти ­место базирования японских блокирующих кораблей.

Утром, при возвращении в Порт-Артур, они были атакованы отрядом из четырех вражеских миноносцев. «Решительному», несмотря на повреждения, удалось прорваться в крепость, а отважно сражавшийся около часа «Стерегущий» получил сильные повреждения, потерял почти всю команду и затонул. Из 49 офицеров и матросов героического экипажа 45 погибли, четверо попали в плен.

Поэтому первоначально о подробностях боя русская сторона почти ничего не знала. В начале марта 1904 года в Times появилась корреспонденция из Японии, 12 марта перепечатанная «Новым временем», а затем и другими русскими газетами. Героическая гибель миноносца описывалась со слов японского офицера: «30 человек убитых, изуродованных снарядами, лежали на палубе. При приближении японцев двое русских матросов устремились из боевой рубки в трюм и заперлись там. Никакие убеждения не могли заставить их выйти наверх. Двое кочегаров бросились в воду и были вытащены японцами. Они и еще двое раненых только и остались в живых от всей ­команды. Когда миноносец затонул, вместе с ним утонули и те двое матросов».

И далее иным шрифтом, как предположение журналистов, было указано: «Полагают, что эти матросы, желая затопить миноносец, открыли кингстоны».

Публикация произвела большой эффект. Гибель 31 марта при сходных обстоятельствах миноносца «Страшный», с которого на этот раз русские спасли пятерых матросов, казалась уже не столь впечатляющей.

Версия об открытых кингстонах была принята всеми и сразу. Но кем они были открыты? 

Интерес к подвигу побудил несколько раз опросить оставшихся в живых матросов — сначала в плену, а затем уже в России. Каждый раз добавлялись новые и новые подробности, противоречившие друг другу. В газетах и журналах публиковались фотографии погибших офицеров корабля.

28 марта 1905 года имена двух из четырех офицеров «Стерегущего» получили заложенные миноносцы: «Лейтенант Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов». Журналы тиражировали рисунки, в том числе Е. П. Самокиш-Судковской, с изображениями матросов, открывающих то иллюминаторы, то кингстоны.

Все это вдохновило скульптора К. В. Изенберга в 1908 году соз­дать проект памятника героям, который получил одобрение императора. Тут‑то и началось новое «сражение», фоном для которого стало шедшее несколько лет противоборство между Морским генеральным штабом, созданным по окончании Русско-японской войны, и Главным морским штабом русского флота. И на историю гибели «Стерегущего» офицеры двух штабов тоже смотрели по‑разному.

Чины Главного морского штаба, которые предоставили информацию скульптору для проекта мемориальной доски к памятнику, составили целую таблицу расхождений в показаниях, данных в последующие годы четырьмя спасенными матросами. На этом основании они заявили, что ни один из них миноносец не топил, а потому верны сведения о том, что это сделали неизвестные герои.

В свою очередь офицеры Исторического отделения Морского генштаба получили из Японии копии рапортов офицеров, в том числе мичмана Хираты Ямазаки, который провел на захваченном русском миноносце около 40 минут. Никаких запершихся во внут­ренних помещениях матросов он не упоминал. Офицеры пришли к выводу, что «неизвестных героев» не было и быть не могло: палубные люки миноносца так же легко отдраиваются с палубы, как задраивались изнутри, а потому скрыться от японцев было невозможно.

Начальник Исторического отделения Е. Н. Квашнин-Самарин поддержал версию трюмного машиниста Василия Новикова, который утверждал, что это именно он открыл кингстоны — по команде умиравшего на его глазах минного квартирмейстера И. Бухарева. В связи с этим Квашнин-Самарин недоумевал: как можно ставить памятник «несуществующим героям, когда вся история нашего флота… полна настоящими подвигами»?

Сторонники версии о неизвестных героях, признав, что никаких свидетельств подвига у них нет, апеллировали к тому, что ни японцы, ни их сторонники англичане не стали бы придумывать сведения, героизировавшие русских. При этом забывая про важный фактор — фантазию журналистов, заинтересованных в публикации «горячих» материалов.

Между тем приближалось открытие памятника. 2 августа 1911 года морской министр С. А. Воеводский представил императору доклад, составленный офицерами Главного морского штаба. В нем указывалось на противоречия в показаниях спасенных матросов. У императора спрашивали указаний: «надлежит ли считать предполагающийся к открытию… памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий» или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

Император выбрал последний вариант.

Попытки сотрудников Исторического отделения Морского генштаба докопаться до правды привели к интересным выводам, сформулированным в вышедшем в 1912 году первом томе издания «Русско-­японская война 1904 – 1905 гг.»: «Вода вливалась в пробоины, и внутренность миноносца была затоплена водою по показаниям как наших матросов, так и японского офицера, буксировавшего «Стерегущий». Поэтому сомнительно, чтобы можно было в это время пробить трубу холодильника, так как кингстонов затопления на миноносце в машинном отделении не было».

Вне зависимости от выводов историков зададимся вопросом: достойна ли команда «Стерегущего», в течение часа до последнего снаряда сражавшаяся с намного более сильным врагом, памяти потомков и прекрасного памятника? Безусловно.


#корабль #герой #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7633) от 29.03.2024 под заголовком «Неизвестные герои «Стерегущего»».


Комментарии