Коммерции не получилось. 100 лет назад появилось общество «Старый Петербург – Новый Ленинград»

100 лет назад началось создание общества «Старый Петербург – Новый Ленинград». Сама идея учредить Общество изучения, популяризации и художественной охраны Старого Петербурга и его окрестностей была высказана 17 октября 1921 года на заседании президиума Российского института истории искусств («Зубовского института»). Принадлежала она заведующему художественной частью управления Петроградского военного округа Сергею Жарновскому. В том же году общество было создано, с 1925 года оно получило наименование «Старый Петербург – Новый Ленинград».

Коммерции не получилось. 100 лет назад появилось общество «Старый Петербург – Новый Ленинград» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Даже в своем названии оно стремилось подчеркнуть преемственность с дореволюционной Комиссией по изучению и описанию Старого Петербурга. В уставе, принятом в 1926 году, указывалось: «Общество имеет основной целью охранение выдающегося облика Старого Петербурга и содействие строительству Нового Ленинграда...».

Начинало оно работать в непростые времена. Бывшая столица империи находилась в упадке. Промышленная активность затухла, многие некогда великолепные доходные дома и особняки были заброшены и разрушались. Новые власти не слишком рвались сберегать памятники старого мира. Однако в 1921 году на смену жесткости военного коммунизма пришла новая экономическая политика, и оставшиеся в стране представители интеллигенции стали искать свое место в изменившейся реальности. Одной из отдушин стало сбережение наследия.

Под эгидой «Старого Петербурга» действительно собрался цвет интеллигенции. Среди участников были в разные годы историки и искусствоведы Николай Анциферов, Владимир Курбатов, Петр Вейнер, Петр Столпянский, архитекторы Лев Ильин, Иван Фомин, Дмитрий Крыжановский, Николай Лансере, художники Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, юрист Анатолий Кони.

Общее количество членов общества в лучшие времена достигало пятисот человек. А его основой стал «семинарий» в Павловске, организованный кипучей энергией Сергея Жарновского еще в мае 1921 года и представлявший собой своеобразную летнюю школу экскурсоводов и исследователей. Много позже он вспоминал: «Последний вагон поезда на Павловск предназначался для слушателей семинара. Более 30 дач в Павловске были предоставлены для участников семинария, он продолжался с мая по август... Штатных единиц не было, все делала общественность».

Семинарский опыт и налаженные контакты очень пригодились. Участники организации распределили город на 25 участков и скрупулезно начали обследование и описание памятников истории и архитектуры. Кроме того, они занялись выработкой «идеального плана» регулирования Ленинграда, возрождавшегося после запустения времен Гражданской войны.

Занималось общество и практической деятельностью. Так, было проведено обследование «Медного всадника». Не случайно символом «Старого Петербурга» стало изображение рыцаря с мечом и щитом, держащего в руке планшет с изображением «Медного всадника». Эмблему придумал художник Сергей Чехонин.

При обследовании памятника летом 1923 года выяснилось, что значительная часть букв, составлявших надписи на Гром-камне, утрачена. По сохранившимся следам и гнездам, ориентируясь на облик оставшихся букв, скульптор Леопольд Дитрих и художник Михаил Адамович из фанеры выпилили деревянные модели утраченных литер, а затем изготовили формы, по которым недостающие буквы отлили из бронзы и установили на свои места.

Под наблюдением и охраной общества находились исторические кладбища на территории Александро-Невской лавры, оно принимало участие в воссоздании Летнего сада после сентябрьского наводнения 1924 года, во многих других восстановительных работах.

По инициативе организации был установлен памятник на месте дуэли Пушкина, создан мемориальный музей в последней квартире поэта на набережной реки Мойки, 12, переданной городскими властями в ведение Пушкинского кружка, являвшегося «филиалом» общества «Старый Петербург».

Следует отметить, что ремонтные работы для создания музея в квартире поэта, где до этого находилось обычное жилье, общество проводило без каких-либо согласований. Сергей Жарновский вспоминал: «Тогда не было никаких комиссий. Я просто вызвал старшего дворника Финогенова и спросил: «Сколько возьмешь, чтобы сломать этот коридор и еще кое-что?». Не помню, взял он 200 или 300 руб. и начал ломать различные наслоения (господский туалет, перегородки и т. д.)».

По инициативе общества были созданы и другие музеи, правда, просуществовавшие недолго, – купеческого быта на 6-й линии Васильевского острова, 21, и отживающего культа в Волховском переулке, 1 – 3. Там собирали предметы из закрывающихся храмов, коллекция вошла затем собрание Музея истории религии.

Внимание членов организации было обращено и на спасение вроде бы не столь ценных бытовых предметов. Жарновский вспоминал: «Вывески – это язык города. Мы их сохраняли. Я с Есениным. Я зашел где-то на Графском переулке в трактир, мы с ним сняли вывеску с лебедями... Снимали орлов, это было опасно, вызывало подозрения у народа. Снимали тумбы, сдавали в манеж Аничкова дворца...». В Аничковом тогда находился Музей города, им руководили члены «Старого Петербурга» Лев Ильин и Владимир Курбатов.

Непростой задачей было изыскать средства. На помощь государства и частных лиц рассчитывать не приходилось, членские взносы лишь в малой степени покрывали даже текущие расходы. На выручку пришла логика нэпа. В уставе организации были предусмотрены устройство выставок, спектаклей, лекций, аукционов, издание и продажа печатных трудов, а также организация продовольственных и образовательных кооперативов. И общество с энтузиазмом принялось воплощать свои бизнес-идеи. Был взят в аренду зал бывшей Городской думы на Невском проспекте, в нем устроен кинотеатр «Корсо», открыты антикварный и комиссионный магазины. Была арендована типография, где печатали книги по истории города.

Общество попыталось даже возродить народные балаганные развлечения. Однако эта инициатива привела лишь к скандалам: на гулянья собралась публика столь охочая до горячительных напитков, что организованное развлечение быстро перерастало в балаган в дурном смысле этого слова.

В поисках средств на реставрацию Жарновский предлагал сдавать в аренду предпринимателям пригородные дворцово-парковые ансамбли. В надежде на то, что нэпманы откроют там лодочные станции, рестораны, другие развлечения, а часть собранных таким образом средств пойдет на реставрацию. Однако чиновники от культуры идею отвергли...

Увы, особенно выгодной коммерции у градозащитников не получилось, долги быстро росли, ведь «Старый Петербург» не был освобожден от налогов, оплаты коммунальных услуг, других сборов. Тщетно члены организации убеждали власти, что она не должна платить налогов вовсе, потому что, охраняя и тем более реставрируя памятники, фактически выполняет государственные, общественно значимые задачи... Постепенно коммерческая деятельность общества сузилась до обслуживания долгов, а затем и вовсе затухла.

Наступали иные времена. В конце 1920-х годов краеведческую деятельность в стране начали сворачивать. Общество «Старый Петербург – Новый Ленинград» стали обвинять в том, что оно занимается «канувшим в прошлое петербургским бытом», при этом «мало отражает мероприятия партии и правительства по превращению Ленинграда в образцовый соцгород». Окончательно организация была закрыта 2 февраля 1938 года постановлением исполкома Ленсовета «в связи с неудовлетворительной работой».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#100 лет #общество #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7031) от 15.10.2021 под заголовком «Коммерции не получилось».


Комментарии