Как укоротили «Пиковую даму»: магия оперы Чайковского

В этой опере Петра Ильича Чайковского есть особенная магия. Ознакомившись с ней, меломаны стремятся увидеть дом «пиковой дамы» на Малой Морской, Летний сад и особенно Зимнюю канавку, где оборвалась жизнь несчастной Лизы...

Как укоротили «Пиковую даму»: магия оперы Чайковского | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Когда в декабре 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера «Пиковой дамы», успех был невероятный, блистательный. Ни один фрагмент произведения не вызвал ни единого упрека, зато часто повторялись овации, крики «браво!». Однако после нескольких блестящих премьерных спектаклей из первой картины оперы кем-то был удален квинтет «Мне страшно...» - вокальный ансамбль пяти главных героев: Графини, Лизы, Германа, князя Елецкого и графа Томского. Кто удалил его - неизвестно.

В подобных случаях Чайковский горячо отстаивал свои творения - как в целом, так и во фрагментах. Но когда из «Пиковой дамы» изъяли квинтет «Мне страшно...», произошло нечто странное: композитор почему-то смолчал.

Кратко напомним сюжет оперы. Она начинается с прелестной идиллической сцены в Летнем саду. Солнечный день, няньки и гувернантки гуляют с детьми... Появляются заядлые картежники - офицеры Чекалинский и Сурин, граф Томский. За ними - Герман, страдающий от бедности, безответно влюбленный в незнакомую ему девушку.

Вскоре становится известно, что сердце его покорила внучка богатой старой Графини Лиза, которая скоро станет женой князя Елецкого. Томский сообщает, что Графиня к тому же еще и владеет тайной «трех карт», благодаря чему она когда-то смогла вернуть карточный проигрыш. Офицеры поддразнивают Германа, что, мол, если бы он узнал эти карты, то поправил бы свои дела и женился на Лизе.

И вот тут начинается квинтет «Мне страшно...». Появляются Графиня и Лиза. Увидев Германа, который с недавних пор буквально преследовал их, дамы останавливаются, не в силах сделать ни шага: «Мне страшно! Он опять передо мной, таинственный и страшный незнакомец...». В недоумении и беспокойстве им вторят Елецкий и Томский, а Герман поет об обуревающей его страсти к Лизе и о желании выведать тайну Графини.

Квинтет разбивает сюжет оперы на «до» и «после». Он звучит как заупокойная молитва, вклиниваясь на 22-й минуте в живую, динамичную музыку оперы и затягивая пятерых участников будущей драмы в зловещий круг, из которого не все выйдут живыми. Мелодического развития в квинтете нет, это не действие, а только состояние - жуткое, статическое. Видимо, прежде всего именно эта особенность вызвала у постановщиков «недовольство» сложной музыкой квинтета и их же решение изъять его из оперы.

Менее чем через три года после премьеры «Пиковой дамы», в октябре 1893-го, Чайковского не стало. Опера же продолжила выходить в урезанной версии. И только в 1904 году квинтет «Мне страшно...» был восстановлен Сергеем Рахманиновым в Большом театре (в Москве), а в 1912 году им же - в Мариинском театре, когда там состоялись пять спектаклей «Пиковой дамы» под его управлением.

Дирижер Николай Малько, не пропустивший в Мариинском театре ни одного спектакля, которыми дирижировал Сергей Рахманинов, отмечал в воспоминаниях, что тот восстановил оперу такой, какой ее создал Чайковский, углубив и подчеркнув намерения автора: «Исполнение «Пиковой дамы» Рахманиновым было удивительно свежее: штампы стерлись, опера предстала перед слушателем в обновленном, оживленном, как бы «вымытом» образе».

Читайте также о том, что Фестиваль «Звезды белых ночей» открылся в Мариинском театре.

#классическая музыка #Чайковский #опера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком «Как укоротили «Пиковую даму»».


Комментарии