Как вас теперь называть. Почему в 1991 году переименовали улицы

4 октября 1991 года решением Ленсовета около полусотни улиц города обрели дореволюционные имена. Справедливости ради: возвращение исторических имен на карту города началось еще в 1989 году. Тогда вернулись старые названия – Биржевые площадь и мост, Почтамтская и Малая Посадская улицы. Годом ранее жители этих двух улиц, а также Гагаринской, Галерной, Гороховой и Сенной площади высказались в пользу этих исторических наименований в ходе опроса общественного мнения, проведенного группой энтузиастов, в том числе и автором этих строк. Однако властям города трудно было решиться убрать с карты Ленинграда имена Фурманова и Дзержинского, а революционную Красную снова сделать Галерной...

Как вас теперь называть. Почему в 1991 году переименовали улицы | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Безусловно, многие горожане считали тогда и считают сейчас, что возвращение улицам имен, существовавших до 1918 года, является отражением политической обстановки и только ею и продиктовано. Это не так, хотя политика, к сожалению, вмешалась в этот процесс.

В Ленинградском отделении Советского фонда культуры работала общественная комиссия «Топонимика», которая подготовила довольно большой список улиц, которым она предлагала возвратить исконные имена. Его составили вовсе не в угоду чьим-то политическим пристрастиям. Взвешивали ценность каждого топонима.

В числе первоочередных улиц, обозначенных в нем, были, например, Большая и Малая Дворянские улицы, которые и до сих пор именуются в честь крупного советского деятеля Валериана Куйбышева и выдающегося ученого-селекционера Ивана Мичурина. Почему же тогда, в 1991-м, они не стали Дворянскими? Ведь имена Куйбышева и Мичурина на Петроградской стороне были случайными, а Дворянские напоминали о том, что здесь после основания Петербурга селились первые дворяне, приближенные Петра Великого.

Вот как раз таки и помешала политика. В сентябре, незадолго до заседания сформированной 26 июля 1991 года городской Топонимической комиссии, аналогичный список поступил от одного из депутатов Ленсовета. И все было бы хорошо, если бы этот перечень не выражал очевидной политической окраски. Парламентарий не скрывал, что ориентировался на практическую деятельность революционеров и их личную, с его точки зрения, вину в пролитии крови. Ни Куйбышев, ни Мичурин в этот список не попадали.

Так же, кстати, как и Майоров, имя которого носил Вознесенский проспект. Он и не мог попасть, поскольку уже к середине 1920-х годов никто не помнил этого человека, который в некоторых документах значился комиссаром 4-й армии. Еще в 1925 году работник Института истории партии (Истпарта) Шидловский недоумевал, в честь какого Майорова назван проспект, беспокоился, не провокатор ли это, о котором ему было известно, и рекомендовал поменять название магистрали.

Председатель Ленсовета Александр Беляев, утверждавший состав Топонимической комиссии, которую возглавил академик Александр Панченко, попросил внимательно отнестись к списку. В итоге после проведения нескольких встреч перечни улиц удалось согласовать. Из депутатского исключили переулок Ногина, а из списка общественной комиссии – Советские и Дворянские улицы, оставив их на потом.

Зато включили Витебскую улицу, которой вернули название середины XIX века, убрав имя большевика Павла Войтика. А может, правильнее было бы вспомнить ее действительно историческое наименование – Хлебная по существовавшей здесь с начала XVIII столетия хлебной слободке?


#названия #улицы #переименования #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7026) от 08.10.2021 под заголовком «Как вас теперь называть?».


Комментарии