История памятника Михаилу Калинину: от конкурса до установки

Наверное, не будет преувеличением сказать, что этот памятник «всесоюзному старосте» абсолютному большинству жителей нашего города совершенно не знаком. По той простой причине, что долгие годы он находился на ведомственной территории завода имени Калинина, куда доступ посторонним был строго запрещен. Несколько лет назад завод покинул свою производственную площадку на острове Декабристов, уцелевшие корпуса стали бизнес-центрами, торговыми и общественными пространствами. Территория вокруг стала пешеходной зоной, и памятник теперь доступен всем.

История памятника Михаилу Калинину: от конкурса до установки | Если внимательно присмотреться к гранитному пьедесталу памятника, то на нем можно увидеть сколы и отверстия. Не исключено, что это блокадные отметины. Завод, работавший для нужд фронта, подвергался обстрелам./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Если внимательно присмотреться к гранитному пьедесталу памятника, то на нем можно увидеть сколы и отверстия. Не исключено, что это блокадные отметины. Завод, работавший для нужд фронта, подвергался обстрелам./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Увековечивать память о «советском президенте», как Калинина называли за рубежом, начали летом 1946 года, сразу после его смерти. Уже 1 июля в печати появилось постановление Совета Министров СССР, согласно которому памятники Михаилу Ивановичу предполагалось установить в Ленинграде, Москве и Калинине (нынешней Твери).

В те же дни был объявлен закрытый конкурс. В Ленинграде состязались Матвей Манизер, Вениамин Пинчук и Вениамин Боголюбов. Явное преимущество было за Манизером, ведь он лично знал Михаила Ивановича и до этого изготовил с натуры два его скульптурных портрета. По его словам, он постарался убедительно передать «твердость и решимость государственного деятеля в сочетании с безграничным душевным обаянием».

В марте 1948 года художественно-экспертный совет утвердил его проект — фигуру «стойкого большевика» (по выражению Манизера) в полный рост, в момент выступления. С 1955 года бронзовая скульп­тура украшает площадь Калинина у бывшего кинотеатра «Гигант».

Что стало с работой Боголюбова, неизвестно, а вот скульптура Пинчука вскоре обрела новую «прописку», ведь в «колыбели трех революций» были и другие места, связанные с биографией Михаила Калинина. Главное из них — Трубочный завод на острове Голодай, который с 1926 года назывался островом Декабристов. На этом предприятии Калинин работал токарем в 1906 – 1907 и 1917 годах.

Завод ведет свою историю с 1869 года. До революции он, единственный в России, изготавливал все виды трубок, взрывателей и других средств воспламенения для сухопутной и морской артиллерии. С 1920‑х годов здесь изготавливали авиа- и автосвечи, в блокадное время — ракетное оружие для знаменитых «катюш», а с 1960‑х — приборы для космических кораблей.

Спустя пять лет после революции завод получил имя Калинина, а его рабочих стали называть «калининцами». Долгое время здесь как реликвию сохраняли станок, на котором работал Михаил Иванович.

В 1952 году (по всей видимости, к очередной годовщине Октября) бронзовую скульптуру Калинина работы Пинчука установили рядом с одним из главных корпусов. Она была изготовлена в мастерских Академии художеств по модели 1950 года, о чем свидетельствует выбитая при отливке надпись на круглом основании скульптуры.

Вениамин Пинчук известен как автор целой портретной галереи вождей. Наиболее знаменитый из его монументов, памятник Кирову, находится на главной аллее Приморского парка Победы. Больше всего его работ посвящено Ленину: на станции Дно, в Пушкине и в Парголове, в Таврическом саду (стоял на главной аллее у входа), на Приморском шоссе (по дороге к ленинскому шалашу) и, наконец, на станции метро «Площадь Восстания» (медальон «Ленин в Разливе» на одном из пилонов).

К образу «дедушки Калинина» мастер подступался не единожды: помимо фигуры он работал над мраморным бюстом, который ныне находится в собрании Русского музея. По словам искусствоведа Игоря Мямлина, автора книги о Пинчуке, которая вышла в 1965 году, эта работа оказалась очень удачной: ее отличают «мягкая задушевность», «много сердечности и тепла».


#памятник #история #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7628) от 22.03.2024 под заголовком «Остался на Голодае».


Комментарии