История Музыкального театра для детей, который должен был появиться в Ленинграде к 15‑й годовщине Октябрьской революции

«Работая в три смены, целая армия плотников, электросварщиков, штукатуров превращают малопривлекательный Железный зал, где в последние годы находился Домпросвет Петроградского района, в уютный зрительный зал, который уже совсем скоро примет своего нового юного зрителя» — так 2 ноября 1932 года газета «Смена» сообщала о скором открытии «детского комбината Госнардома».

История Музыкального театра для детей, который должен был появиться в Ленинграде к 15‑й годовщине Октябрьской революции  | ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

ФОТО Martin de Arriba on Unsplash

Речь шла о Музыкальном театре для детей, который должен был появиться в Ленинграде поздней осенью 1932 года, к 15‑й годовщине Октябрьской революции. Предполагалось, что в нем будут работать четыре коллектива — детская опера, драматический театр, симфонический оркестр и театр кукол. Всем им предстояло выступать под одной крышей — в Госнардоме на Петроградской стороне, бывшем Народном доме императора Николая II.

Ради этого Железный зал Госнардома перестроили до основания и превратили в театр на 1500 мест, снабженный служебными помещениями, фойе, комнатами для игр, детской библиотекой, клубом, ­столовыми, комнатой дошкольника…

Оперная группа готовила к открытию «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, драматический театр — спектакль-пьесу Николая Шестакова «Крекинг», симфонический оркестр — три больших цикла: русской и западноевропейской классики и произведений советских композиторов. И, наконец, Театр кукол, петрушки, марионеток и теней должен был ­показать представление, посвященное «походу за чистоту и гигиену».

Увы, грандиозным планам не суж­дено было сбыться. Виной тому стал пожар в соседнем старом театральном корпусе. И хотя Железный зал не пострадал, эксплуатировать его было нельзя.

В результате с декабря 1932 года Музыкальный театр для детей был вынужден перейти на положение передвижного. Оперу «Ночь перед Рождеством» он показал на сцене Выборгского дома культуры, а впоследствии и на других городских площадках. Однако критика встретила ее весьма прохладно.

Как отмечал композитор Валериан Богданов-Березовский на страницах утреннего выпуска «Красной газеты» от 20 декабря 1932 года, опера Римского-Корсакова, не шедшая с 1895 года, «имеет все права на репертуарное бытие. Но как материал для эксперимента в деле открытия нового театрального жанра она кажется малоподходящей».

Полностью был согласен с ним и критик Алексей Дорохов: «Театр рассматривает свой первый спектакль как пробу сил. Эта проба дает нам все основания ожидать, что в своей дальнейшей работе Музыкальный театр для детей сможет найти верные пути к сознанию и чувству своего юного зрителя. Не будем забывать, что перед нами первый шаг первого в мире оперного театра для детей».

Летом 1933 года Музыкальный театр для детей прекратил свое существование. Только выделившийся из него театр кукол продолжил работать при Госнардоме — как самостоятельный коллектив.

Что же касается Госнардома, то в 1933 – 1936 годах на месте его сгоревшей части было возведено здание Театра имени Ленинского комсомола. Ныне это театр «Балтийский дом». В перестроенном Железном зале впоследствии, в 1950‑е годы, открылся Плане­тарий.


#архивы #музыкальный театр #планетарий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (7656) от 03.05.2024 под заголовком «Госнардом не выдержал пожара».


Комментарии