Гранитный утес с восточным узором. История здания на Каменноостровском проспекте

Этот угловой дом (Каменноостровский пр., 54; ул. Профессора Попова, 31), увенчанный высоким бельведером со шпилем, — важный акцент в перспективе Каменноостровского проспекта. Место обязывает быть заметным, а потому нижний ярус щедро декорирован мощными каменными блоками. Их грубая фактура придает зданию образ гранитного утеса, возвышающегося над окружающей застройкой.

Гранитный утес с восточным узором. История здания на Каменноостровском проспекте | В 1980‑е годы был утрачен застекленный бельведер с высоким шпилем, венчавший угловую башню. Его воссоздали в 2012 году в новых конструкциях с сохранением исторических пропорций, габаритов и конфигурации./ФОТО ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1980‑е годы был утрачен застекленный бельведер с высоким шпилем, венчавший угловую башню. Его воссоздали в 2012 году в новых конструкциях с сохранением исторических пропорций, габаритов и конфигурации./ФОТО ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дом был построен в 1910 – 1911 годах архитектором Дмитрием Крыжановским для купца Рафаила Берштейна, торговавшего «готовым платьем». Этот бизнесмен купил обширный угловой участок, самым основательным строением на котором был каменный двух­этажный дом, выдержанный в стилистике классицизма. Предприимчивому коммерсанту, разумеется, не пристало ограничиваться такой скромной застройкой, участок был расчищен от старых зданий, и вскоре здесь вырос шестиэтажный доходный дом с магазинами в нижней части и комфортабельными квартирами в верхних этажах.

Примечательно, что первоначальным проектом башня не предусматривалась, угловую часть никак не предполагалось акцентировать. Более того, зодчий, вероятно, так спешил, что забыл или посчитал излишним представить в утверждавшую проект городскую управу фасад дома по Песочной (ныне Профессора Попова) улице. Сезон, отведенный природой в Петербурге для возведения зданий, короток, потому заказчики-домовладельцы не прощали неспешности проектных и строительных работ. Как отмечалось на прошедшем в российской столице в январе 1911 года IV Съезде русских зодчих, «экстренность работ является в строительстве как бы нормальным явлением».

Получив неполный комплект документов, городские власти затребовали недостающее, и Крыжановский в пожарном темпе начертил и представил требуемый фасад, не указав, однако, на нем совершенно никаких деталей. Вопросов не возникло: контролирующим инстанциям важно было убедиться, что проектируемый фасад соответствует строительному законодательству по своим параметрам (предельная высота, ширина проездов, расстояние от земли до основания эркеров), а декор никогда не вызывал нареканий. Ну и к чему этот декор изображать, раз его допустимо изменить в ходе строительства? Так тогда поступали многие застройщики, и потому сейчас, сравнивая проекты фасадов с натурой, мы нередко с удивлением обнаруживаем разительные отличия.

Метаморфозы фасадного решения никак не повлияли на планировку, которая изначально задумывалась в духе передовых гигиенических тенденций начала XX века. Как писали газеты и журналы того времени, дом соответствовал современным требованиям в «отношении света и воздуха». Просторный открытый двор, способствовавший улучшению инсоляции и проветриванию квартир, был отделен от улицы высокой металлической оградой с воротами и фонарями, а его стены отделаны не менее изысканно, чем выходящих на красную линию корпусов.

Оформление входов в парадные разнообразно. В одном случае это глубокая экседра (ниша), в других — основательный затянутый гранитом тамбур. При этом отделка вестибюлей и лестниц сходна. Здесь и металлические ограждения с утонченным геометрическим орнаментом, и витражи, и лепнина в стилистике неоклассицизма: вазоны, гирлянды, кессоны (углубления в потолке). Полы выложены яркой плиткой, рисунком напоминающей восточный ковровый узор, в одном из парадных сохранилось фацетное (граненое) остекление дверной фрамуги. В квартирах — разнообразные по формам и отделке печи.

Одну из квартир дома, переехав с Невского проспекта, занял домовладелец с семейством. Один из его сыновей, Михаил, готовился стать наследником отцовского бизнеса. Другой, Илья, выучился на инженера-технолога и руководил меднолитейным заводом…

Вообще же это здание перед революцией с полным правом можно было назвать «обителью» зодчих. Одним из жильцов стал сам архитектор Дмитрий Крыжановский, который словно бы решил лично опробовать качество своего творения. Кроме него, судя по данным адресной книги «Весь Петербург», здесь почти одновременно жили зодчие, активно работавшие тогда в Северной столице, среди них — соавтор проектов Большеохтинского и Финляндского мостов Владимир Апышков и декан архитектурного факультета Высших женских политехнических курсов Михаил Сонгайло.

В 2001 году доходный дом Рафаила Берштейна был включен в список вновь выявленных объектов истории и культуры, а в 2014 году ему присвоили статус памятника культурного наследия регионального значения.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».



#история #здание #дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7311) от 02.12.2022 под заголовком «Гранитный утес с восточным узором».


Комментарии