Дворцовые камни. Зачем Петру I понадобилось «водохранилище для водяных игр»

Когда Петр Великий начинал строить в Стрельне «Русские Версали» (так было принято говорить в те времена), первым делом для будущих фонтанов он перекрыл дамбой здешнюю полноводную реку с одноименным названием. Образовалось «водохранилище для водяных игр» - так обозначена эта запруда на плане Микетти 1718 года.

Дворцовые камни. Зачем Петру I понадобилось «водохранилище для водяных игр» | За многие годы паводковые воды сдвинули стройные ряды гранитной набережной, превратив их в причудливые романтические развалины, поросшие зеленым мхом...

За многие годы паводковые воды сдвинули стройные ряды гранитной набережной, превратив их в причудливые романтические развалины, поросшие зеленым мхом...

Воды в ней было столько, что «лишнюю» отвели в залив специально прорытым каналом, который получил название Портового. Он стал фактически новым руслом реки Стрельны. Из-за его почти километровой прямизны с тех пор всю речку стали называть Стрелкой.

Вскоре вода в запруде поднялась до 12 метров над уровнем моря. Чтобы рыба, идущая из залива на нерест вверх по течению канала, смогла преодолеть перепад воды, предусмотрительный царь приказал построить многоступенчатый водосброс из запруды в канал.

Воды в водохранилище накопилось столько, что хватало не только для фонтанов в царской стрельнинской резиденции, но и для производства 16 казенных и частных кирпичных заводов, которые в петровское время выпускали почти половину всего российского кирпича. Вода шла и для обслуживания двух водяных мельниц - мукомольной и лесопильной. Петр хотел даже рядом построить и оружейный завод для сверления пушек.

Что касается пруда, то впоследствии его стали называть Заводским (по кирпичным заводам), затем Орловским - по располагавшейся рядом роскошной по красоте даче князя А. Ф. Орлова. О кирпичных заводах напоминают сохранившиеся названия двух поселений: Новые и Старые Заводы, располагающиеся по левому берегу реки Стрелки за Волхонским шоссе.

В апреле 1798 года паводком была разрушена плотина, а мельницы, оставшись без дела и присмотра, сгорели. Чтобы предотвратить бедствие, был прорыт существующий и поныне Обводный канал - для сброса воды из Заводского (Орловского) пруда в речку Кикенку, и понижен уровень воды на два метра.

В сентябре 1941 года во время отступления наших войск мост через Портовый канал по нынешнему Санкт-Петербургскому шоссе был взорван, а плотину затем прорвало паводковыми водами.

После войны, когда стали восстанавливать мост, возникла необходимость укрепить берега водоспуска. Срочно нужен был строительный материал. Воспользовались массивными гранитными блоками от разрушенного во время войны Английского дворца в Петергофе. Ими в три яруса укрепили берега у бурного девятиметрового водопада, истекающего из Орловского пруда в Портовый канал. Об этом мне рассказывал краевед Виталий Андреевич Гущин, большой знаток Петергофа, автор пятитомного труда «История Петергофа и его жителей».

И поныне эти блоки серого гранита (некоторые с фигурными фризами) можно видеть на протяжении ста шагов с двух сторон истока Портового канала.

Читайте также о том, как в Петергофе появились солнечные часы.

#Петр I #Стрельна #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 под заголовком «Дворцовые камни».


Комментарии