Башня в перспективе. История здания на Московском проспекте

Истории появления этого дома (Московский пр., 37) в его нынешнем виде, с венчающей его башней, «поспособствовала» бомбежка в годы блокады. В 1943 году вражеский авианалет разрушил стоявшее на углу 5‑й Красноармейской улицы семиэтажное здание, возведенное еще в XIX веке и перестроенное в 1910 году его владельцем архитектором Николаем Дмитриевым.

Башня в перспективе. История здания на Московском проспекте | Башня, увенчанная пятиконечной звездой, немного напоминает московские высотки. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Башня, увенчанная пятиконечной звездой, немного напоминает московские высотки. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

О проекте восстановления дома архитекторы задумались практически сразу: в архитектурно-планировочных мастерских института «Ленпроект» возникла идея включить его в ансамбль создаваемой Клинской площади. Предполагалось, что она включит в себя территорию нынешнего сада «Олимпия». Собственно говоря, его тогда еще и не было: он появился после войны на месте разрушенных в блокаду построек Клинского рынка и кинотеатра «Олимпия».

На конкурсе, проведенном в 1943 году, идею с площадью отставили в сторону и был выбран, пожалуй, самый интересный вариант: полностью озелененный сад и дом с башней и сквером на углу ­Московского (тогда Международного) проспекта и 5‑й Красноармейской улицы.

Башня здесь появилась неспроста. Дело в том, что в 1943 году было запланировано соединить улицу Марата с Клинским проспектом в единую магистраль, которая бы связала Невский проспект с Московским. Перекресток Московского и Клинского следовало подчеркнуть вертикальной доминантой. Башня замыкала бы перспективу новой магистрали.

Следует отметить, что тогда архитекторы создавали проекты преобразования города исходя из идеи ансамблевой застройки. Это объяснялось большим масштабом разрушений, нанесенных городу во время блокады. Но не только. В архитектурно-планировочном задании конкурса на реконструкцию Международного проспекта от Сенной площади до Обводного канала (он состоялся в 1943 году) указывалось: особенно неудовлетворителен облик на участке от Обводного канала до Технологического института. Застройка не удовлетворяет требованиям архитектурного оформления этой важной городской магистрали.

Спустя год уже по итогам конкурса архитектор Валентин Каменский отмечал в журнале «Архитектура Ленинграда», что дореволюционная застройка проспекта напротив бывшего Клинского рынка «скорее безликая». Именно ему, руководителю 7‑й архитектурно-планировочной мастерской «Ленпроекта», вместе с архитектором Всеволодом Мочаловым и было поручено восстановление дома напротив сада «Олимпия».

Работы начались в 1950 году и закончились к концу 1951‑го. За это время сменилось шесть застройщиков (не удивляйтесь, это термин того времени, он обозначал заказчика). По настоянию одного из них, Ленуглекомбината, были проведены расчеты и установлено, что если всю башню делать из кирпича, то ее нагрузка для здания окажется избыточной. Тогда архитекторы предложили сделать ее верхнюю восьмигранную часть деревянной. Застройщик согласился. Но теперь уже запротестовал Местный штаб противовоздушной обороны, для которого эта башенка и предназначалась. Деревянная конструкция делала ее чрезвычайно уязвимой.

Последний застройщик, Маркшейдерский институт, даже обратился в сентябре 1951 года к Валентину Каменскому (уже ставшему главным архитектором Ленинграда) с просьбой отменить решение о строительстве верхней части башни и не возводить ее вообще. Каменский в срочном порядке вынес вопрос на рассмотрение Городского архитектурного совета. Башня в этот момент уже была выстроена на высоту 31 метра, то есть на три четверти. Было принято единодушное решение: башню достроить в камне, используя облегченный пустотелый кирпич. Что и было выполнено.

Но не только башенкой интересен этот дом. Фактически перед нами микроансамбль из нескольких корпусов. Особенно удалась архитекторам прямоугольная арка во двор, в которую были вписаны ажурные металлические ворота. Она органично связывает дом с оградой сада «Олимпия» (тогда он назывался садом Грибоедова), созданной в 1948 году по проекту того же Каменского с Галиной Ашрапян.

Один из видных градостроителей того времени Владимир Витман в 1957 году в книге «Ленинград. Планировка и застройка. 1945 – 1957» отмечал, что сад Грибоедова стал единственным зеленым очагом в этой переуплотненной ­части района, а вместе с монументальной оградой значительно преобразил участок проспекта.

Увы, в последние десятилетия окрестности достаточно сильно изменились: на территории сада было выстроено несколько новых зданий, отчего этот уголок города стал менее зеленым. Однако ограда сада и башенка дома по‑прежнему придают этой части Московского проспекта спокойную и благородную торжественность.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Башня в перспективе».


Комментарии