Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

Мало кто из дачников, покинувших утреннюю электричку на станции Рощино 19 июля 1959 года, обратил внимание на довольно многочисленную группу молодых людей, устремившихся в сторону Линдуловской рощи. Между тем произошедшее там событие впоследствии заслуженно стало называться историческим: здесь родилось спортивное ориентирование.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование | Изображение Erik Tanghe с сайта Pixabay

Изображение Erik Tanghe с сайта Pixabay

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович. Он был участником «зимней» войны 1939 - 1940 годов, где не понаслышке убедился в том, что многие командиры слабо владели основами топографии, ошибались во время ориентирования на незнакомой местности, что нередко приводило к неоправданным потерям. Поэтому, вернувшись после окончания той короткой войны к мирной профессии преподавателя на кафедре физкультуры Педагогического института им. А. И. Герцена, он ввел в учебную программу новый вид соревнований, приближавший его участников к условиям боевых действий.

Старт мужским и женским командам, состоявшим из десяти человек (соответствует армейскому отделению), имевших почти солдатскую экипировку (вещмешок, противогаз, но без винтовки), давали в полночь.

Судья вручал капитану команды запечатанный конверт, содержавший карту, на которой небольшими кружками были показаны места расположения контрольных пунктов, которые следовало проходить в определенном порядке, отмечаясь в каждом из них. Протяженность дистанции для мужчин достигала 30 километров.

Эти необычные состязания, которые стали называться соревнованиями по закрытому маршруту, понравились студентам, однако их развитию помешала Великая Отечественная война. После Победы старший инструктор туризма В. В. Добкович все в том же ЛГПИ с утроенной энергией возродил придуманную им форму спортивно-туристских соревнований. Популярность их неожиданно и стремительно стала расти.

Зимой и летом отдельные первенства проводили вузы (в чемпионате Университета, например, участвовали до тысячи студентов), предприятия, добровольные спортивные общества. Совершенствовались правила. Число участников команды сократилось до пяти, установили вес контрольного груза - 12 кг и 10 кг, соответственно, для мужчин и женщин, имевших спортивный разряд по туризму, а для новичков - 8 кг и 6 кг.

Эти нормативы нередко приводили к курьезам. Кому-то пришло в голову в качестве обязательного груза использовать кирпичи, завернутые для амортизации в байковое одеяло. «Новинка» всем быстро понравилась. После финиша, естественно, никто использованные кирпичи в город не вез, чему нередко радовались обитатели дачных поселков, на окраине которых порой заканчивались дистанции...

Однако со временем все больше проявлялись по крайней мере два недостатка нового вида спорта. Во-первых, окончательный выбор пути движения всегда оставался за капитаном. И даже если у участников были другие варианты, воспользоваться ими они не могли, становясь, таким образом, лишь носильщиками рюкзаков. Во-вторых, бег с тяжелым мешком за спиной очень труден, что снижало скорость прохождения дистанции.

Эти мысли не давали покоя участнику многих закрытых маршрутов, инженеру-электронщику, мастеру спорта по туризму Льву Лебедкину. Осенью 1958 года на заседании городской туристской секции он предложил следующим летом провести соревнования, в которых спортсмены будут стартовать днем, по одному (каждый сможет сам выбирать маршрут прохождения дистанции) и без контрольного груза. Соратники его поддержали, хотя высказывались и сомнения.

«Днем находить КП будет просто и неинтересно», - говорили одни скептики. Другие считали нарушением основ безопасности выход в лес по одному. Последний аргумент в какой-то момент едва не стал непреодолимым препятствием. Спортивное руководство города категорически возражало против такой новой формы соревнований: «Кто будет нести ответственность, если ваш участник заблудится или сломает ногу? Кто их будет искать? Нет, такой спорт нам не нужен!».

И тут проявил свои лучшие качества вчерашний защитник Ленинграда, председатель городской секции туризма, аспирант Кораблестроительного института Алексей Васильев, впоследствии профессор этого вуза. Когда он услышал угрозу, что в случае форс-мажора на соревнованиях его лишат партбилета, то решительно ответил: «Согласен!».

Лев Лебедкин выбрал для эксперимента район Линдуловской рощи, где вместе с двумя Юриями - Авидоном и Леоновым - спланировал дистанции.

Хорошо помню тот солнечный жаркий воскресный день 19 июля 1959 года. Кстати, ответственным за старт был и ваш покорный слуга. В соревнованиях на приз Горспортсоюза отважились принять участие 32 мужчины и 17 женщин. Любопытных болельщиков, в основном из числа менее решительных туристов, было намного больше.

Один за одним убегали в незнакомый для них лес участники, вглядываясь в небольшой листочек бумаги с довольно приблизительной схемой абсолютно незнакомой местности, стараясь найти лучший подход к каждому контрольному пункту... Заросли, болотца, комары и слепни, а порой и недостаток информации на карте осложняли бег, но азарт борьбы помогал все преодолевать.

В итоге ни травмированных, ни потерявшихся не оказалось. Лучшее время среди мужчин показал радиоинженер мастер спорта по туризму Анатолий Муравьев. Среди женщин лучшей оказалась Тамара Силивестрова...

Ориентировщики нашей страны давно уже занимают одно из лидирующих мест в мире, регулярно побеждают на мировых и европейских чемпионатах. Этот вид спорта вошел в программу зимней универсиады, во время которой россияне выступили очень успешно.

Нынешним летом, 4 августа, в той же Линдуловской роще, где когда-то соревновались первые ориентировщики, будут проведены ретростарты, состоится открытие памятного знака. А победитель первого соревнования Анатолий Муравьев и автор этой публикации произведут юбилейный выстрел из орудия Петропавловской крепости...

#спортивное ориентирование #Ленинград #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Азимуты Линдуловской рощи».


Комментарии