Третий укол. Нужна ли ревакцинация от коронавируса?

В России создано и зарегистрировано уже пять вакцин от коронавируса. Наверняка появятся еще. Однако Минздрав не исключает того, что через год в стране будут использоваться и импортные препараты. Во всяком случае, как заявил глава ведомства Михаил Мурашко, несколько производителей уже подали заявки на регистрацию своих разработок в России. О каких именно идет речь, он не сообщил. Тем не менее уже сегодня некоторые соотечественники, привитые российской вакциной, пользуются любой возможностью, чтобы пройти ревакцинацию иностранным препаратом, одобренным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная мотивация – получить возможность беспрепятственно путешествовать по миру. Но насколько такие эксперименты безопасны? И стоит ли вообще делать третий укол?

Третий укол. Нужна ли ревакцинация от коронавируса? | Рассуждать о необходимости или бесполезности ревакцинации хорошо тогда, когда привитыми являются абсолютное большинство граждан страны. В России же сейчас этот показатель едва дотягивает до 30%. / ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Рассуждать о необходимости или бесполезности ревакцинации хорошо тогда, когда привитыми являются абсолютное большинство граждан страны. В России же сейчас этот показатель едва дотягивает до 30%. / ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Вакцина на выбор

Итак, какие именно зарубежные препараты могут появиться как альтернатива отечественным? Эксперты не исключают, что первой в России может быть одобрена китайская однокомпонентная векторная вакцина. В основе ее действия аденовирус человека Ad5 со встроенным S-белком коронавируса. По действенности и результативности специалисты сравнивают ее с российским «Спутником V». С одной разницей: эффективность отечественной вакцины гораздо выше. И все потому, что в ней используются два аденовируса – Ad5 и Ad26.

Еще одна вакцина, претендующая на «российское гражданство», – плод труда британско-шведской компании. Она также векторная и сделана на основе аденовируса шимпанзе ChAdOx1, несущего ген S-белка коронавируса. Но эту разработку с самого начала преследует злой рок. По данным германского института Пауля Эрлиха, на 1,6 миллиона привившихся было зарегистрировано семь случаев очень редкой формы тромбоза вен головного мозга, три из которых завершились гибелью пациентов. Тем не менее ВОЗ призвала продолжить применение данной вакцины, отметив, что преимущества от ее использования перевешивают риски.

Маловероятно, но все-таки возможно, что в России появится американская вакцина. Ее главный компонент – молекула матричной РНК, в которой записана информация об антигене – белке вируса SARS-CoV-2.

Когда эта молекула попадает внутрь человеческой клетки, она как бы обучает иммунную систему человека распознавать присутствие вируса. Это абсолютно новая разработка, за которой, как уверены ученые, большое будущее.

Вы спросите: зачем нам все это знать? Все очень просто. Дело в том, что многие специалисты вместе с Роспотребнадзором настоятельно рекомендуют уже привитым соотечественникам через полгода после последнего укола ввести третью дозу. Мотивируют они это тем, что для защиты от новых штаммов COVID-19 нужна более высокая концентрация нейтрализующих антител в крови.

А ВОЗ против!

Как пояснили в Роспотребнадзоре, защитный эффект от вакцинации со временем снижается, к тому же штамм «дельта», который вызывает сегодня 7 случаев заболевания из 10, более заразен и приводит к более тяжелому течению. В том числе и у молодежи. А значит, следует активнее не только прививаться, но и ревакцинироваться. В дальнейшем, когда эпидемия наконец будет побеждена, делать это можно будет уже реже – скажем, раз в год, как от гриппа.

У ВОЗ позиция диаметрально противоположная. Тамошние эксперты считают, что от третьих доз препарата, которые усиливают иммунный ответ, пока стоит воздержаться. Эффективность и безопасность этого действия, по словам представителей ведомства, мало изучены. Замглавы ВОЗ Сумия Сваминатан подчеркнула, что вопрос о необходимости ревакцинации должен решаться на основе научных данных, а не на заявлениях «компаний, которые говорят, что необходима третья доза».

Полного курса вакцинации прививками, одобренными ВОЗ, по ее словам, достаточно для защиты от COVID-19, тем более что коронавирус, вызванный «дельта»-штаммом, привитые переносят в легкой форме. Кроме того, Сумия Сваминатан назвала опасной тенденцию смешивания вакцин разных производителей в случае третьего укола. Так, слишком ранний ввод в организм бустеров (дополнительных усилителей основного действия) может привести к миокардиту, поражению сердечной мышцы.

Скажем прямо: позиция достаточно жесткая. И с ней согласны далеко не все. Ревакцинацию первыми в мире запустили ОАЭ и Бахрейн. Потом и в США объявили о необходимости третьего укола. В Израиле начиная с октября этого года ковид-паспорта могут получить только те, кто сделал три прививки. При этом паспорта тех, кто сделал два укола более полугода назад, аннулируют. Аналогичная ситуация в Бельгии, Германии, Великобритании.

Аргументы в пользу ревакцинации, которые приводили власти разных стран, звучали похоже. Эффективность вакцин понемногу снижается, число заражений растет, эпидемиологическая ситуация остается напряженной.

Вот и Европейское агентство по лекарственным средствам официально одобрило ревакцинацию от COVID-19 не только для жителей ЕС с ослабленным иммунитетом, но и всех совершеннолетних.

«Исследования показали, что дополнительная доза вакцин повышает выработку антител к вирусу у пациентов, перенесших трансплантацию органов и имеющих ослабленную иммунную систему. Хотя нет прямых доказательств, что способность вырабатывать антитела у таких людей защищает от Covid-19, ожидается, что дополнительная доза повысит защиту, по крайней мере у некоторых пациентов», – говорится в сообщении ведомства.

Многие российские специалисты тоже ратуют за ревакцинацию.

Завлабораторией этиологии и эпидемиологии центра им. Гамалеи Елена Бурцева считает, что она необходима. «На сегодняшний день были случаи заболевания у вакцинированных, поэтому встал вопрос ревакцинации – чтобы усилить иммунитет от предыдущей вакцинации и повысить его эффективность», – подчеркнула она.

Как ранее пояснял глава НИЦ имени Гамалеи Александр Гинцбург, принцип гетерогенного бустирования (использования «коктейля» вакцин) вызывает усиленный иммунный ответ и лучше защищает от измененных штаммов коронавируса.

Завлабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии им. Энгельгардта профессор Петр Чумаков в своих высказываниях более осторожен. По его мнению, нужна ревакцинация или нет, пока сказать сложно. Слишком мало времени прошло, чтобы всесторонне изучить этот вопрос. Кроме того, он не отрицает, что даже после очередной прививки человек может заболеть. Но недуг он должен перенести легко. Поэтому, возможно, в ревакцинации все-таки есть смысл.

Еще один аспект. Человеческий иммунитет – вещь достаточно сложная. Помимо антител, которые он вырабатывает как ответную реакцию на прививку, существуют еще Т-клетки, то есть клеточный иммунитет. И он, по мнению экспертов, «достаточно живуч». Например, установлено, что после инфицирования предыдущим опасным коронавирусом MERS клеточный иммунитет у человека сохраняется минимум 5 – 6 лет.

Следовательно, Т-клетки в крови выздоровевших от коронавируса людей могут успешно противостоять различным вариантам инфекции, в том числе обнаруженным в Великобритании, Южной Африке и Бразилии. И в этом случае вроде бы никаких бустерных прививок не требуется.

Все бы хорошо, но как рядовому гражданину понять – есть у него тот самый клеточный иммунитет или нет? Существуют ли вообще тесты, способные его обнаружить?

Сегодня некоторые клиники и медлаборатории активно рекламируют услугу по определению длительного Т-клеточного иммунитета к COVID-19.

И стоит она недешево. Только вот, как считают эксперты, смысла проходить подобное исследование нет никакого.

Едва ли не во всех развитых странах такой тест по личному желанию не делают. Потому что, во-первых, не всякой лаборатории он под силу; а во-вторых, такие исследования носят исключительно научный характер, для практического применения они неинформативны. Ведь вопрос, насколько надежна эта Т-клеточная защита и как долго она сохраняется, до сих пор остается открытым.

Например, исследования образцов из банков крови, собранных в доковидные времена, показали: от 20 до 50% людей, которые никогда не встречались с коронавирусом, имеют Т-клетки, реагирующие на него. А это значит, что иммунная память сформировалась при встрече с другими видами коронавирусов. Так что, выполнив анализ сейчас, невозможно точно утверждать, что Т-иммунитет, который есть у человека, связан именно с COVID-19.

Какие вакцины смешиваем

Допустим, что чаша весов все же склонится в пользу ревакцинации. Тогда возникает вопрос – каким препаратом? Ученые уже согласились, что одна и та же вакцина может просто не подействовать. То есть для эффективности третья прививка должна быть сделана вакциной, разработанной на другой платформе.

Например, в Аргентине в «коктейль» вошли «Спутник Лайт» и три зарубежных препарата – шведско-британский, китайский, американский. Исследования показали, что такое сочетание эффективно и безопасно. Кстати, подобные изыскания со шведско-британской вакциной сейчас проходят и в России. Но, для того чтобы получить результат, потребуется время.

Россиянам ждать регистрации зарубежных вакцин не надо. Благо есть отечественные. Тем, кто первый раз привился «Спутником», заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета академик РАН Виталий Зверев посоветовал в последующие разы использовать «ЭпиВакКорону» (пептидную вакцину, которая разработана на основе искусственно синтезированных белков) или «КовиВак» (цельновирионную вакцину, для изготовления которой берется сам коронавирус, очищается, «убивается» формалином и потом вводится человеку).

Что все-таки мы имеем в итоге? Число новых случаев заражения коронавирусом во многих странах снова стремительно растет. Помимо широко распространенного сейчас варианта «дельта» появляются и другие опасные штаммы, такие как «лямбда» или совсем недавно обнаруженные «мю».

Полной ясности с необходимостью ревакцинации нет ни у зарубежных специалистов, ни у наших. Что, впрочем, неудивительно. Эпидемия длится всего полтора года, что не срок для серьезных научных исследований. Для того чтобы создать длительную защиту от коронавируса, нужно время. То, что ученые ее найдут, сомневаться не приходится.

Но и ждать, когда ученые изобретут панацею, тоже не стоит. Лучше жить так, будто у нас нет ни антител, ни Т-клеточного иммунитета. Те, кто еще не сделал прививку, – срочно на вакцинацию! А всем остальным следует по максимуму соблюдать все меры предосторожности. Носить маски и перчатки, тщательно мыть руки, стараться избегать мест массового скопления людей и не бояться вызывать врача даже при малейшем чихе.

#коронавирус #вакцинация #заболевания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7028) от 12.10.2021 под заголовком «Третий не лишний».


Комментарии