Красный сменился зеленым. Врач — о работе после пандемии

После пандемии петербургские многопрофильные стационары вернулись к плановой работе. Среди них — больница Святого Георгия, которая первой вошла в красную зону и последней из нее вышла. За два года работы в качестве инфекционного стационара в клинике получили помощь свыше 30 тысяч пациентов с коронавирусом. Что изменилось в медицинском учреждении за два года борьбы с инфекцией? Как вынужденное перепрофилирование клиники сказалось на здоровье петербуржцев? Об этом наша беседа с заместителем главного врача больницы Игорем ИВАНОВЫМ.

Красный сменился зеленым. Врач — о работе после пандемии | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Игорь Григорьевич, тяжело было возвращаться к прежней жизни?

Иванов_Фото автора.jpg

— Непросто. Прежде всего психологически. Не то чтобы мы забыли, как лечить других больных. Сложно перестроиться, когда у тебя два года был совершенно другой тип мышления и стандарт поведения. Люди же достаточно консервативны и не любят перемен.

Впрочем, то же самое было и два года назад, когда пандемия полностью нарушила привычный график работы, отработанные схемы госпитализации и проведения плановых и экстренных операций. Тогда мы учились на ходу. Как создавать шлюзы? Как правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты? Ведь прежде никто с этим не сталкивался — все было в диковину. В первое время многие врачи буквально ночевали на работе, из красной зоны выходили, только чтобы поесть и вздремнуть.

А за два года, конечно, все уже привыкли к ковиду, хоть и устали, несомненно. К счастью, наш коллектив достойно выдержал все испытания. За время пандемии из тысячи сотрудников у нас ушли всего два врача. Все остальные на месте.

Физически тоже было непросто, но мы справились довольно быстро. Выписывали пациентов с инфек­цией и тут же отмывали и ремонтировали отделения. Нам удалось подготовить больницу к приему уже неинфекционных больных всего за восемь дней — в течение четырех дней освободили койки и еще четыре дня дезинфицировали и ремонтировали отделения. Причем два из них — гинекологию и травму — нам пришлось перестраивать глобально, потому что там был санпропускник.

Тот самый, что вы построили за две недели? Не жалко было его ломать?

— Да, мы его разобрали, благо подобное сооружение есть в новом корпусе. Вот его‑то точно ломать не придется.

Новый корпус построили в рекордно короткие сроки…

— В конце 2020‑го, на пике пандемии, стало понятно, что городу нужны не просто койки для больных с инфекцией, а стационар, оснащенный всем необходимым, который мог бы оказывать помощь как при коронавирусе, так и при других патологиях. Те несколько корпусов «Ленэкспо», которые быстро перепрофилировали под ковид, конечно, оказали неоценимую поддержку петербургскому здравоохранению. Однако там в реальности могли принимать только легких пациентов, у которых не было серьезных сопутствующих заболеваний.

Поэтому власти приняли решение о строительстве при крупных клиниках корпусов-трансформеров, которые могли бы оказывать помощь как в «мирное» время, так и во время эпидемии коронавируса, гриппа и чего‑либо иного. Бросая все силы на борьбу с инфекцией, нельзя допускать, чтобы страдала помощь при других заболеваниях, которые тоже опасны.

От принятия решения до сдачи нового корпуса «под ключ» прошло менее десяти месяцев. Это феноменальные сроки. Первый кирпич был заложен в феврале 2021‑го, а уже в декабре того же года мы принимали там первых пациентов.

В корпусе-трансформере помимо привычных нам профилей — терапии, хирургии и неврологии для больных с инсультом — мы открыли три новых отделения: эндокринологии, ревматологии и плановой хирургии. Все они начнут работать, как только коронавирус перестанет угрожать городу.

Кстати, оборудование в новом здании суперсовременное. Например, интегрированная операционная даже превосходит по уровню гордость нашей больницы — операционную в старом корпусе. Такие операционные оснащены современной системой очистки воздуха, позволяют делать видео- и аудиозапись операций, проводить консилиумы и мастер-классы, получать доступ к различным данным пациента непосредственно во время оперативного вмешательства и имеют еще массу технических достоинств.

С открытием нового корпуса нам пришлось увеличивать и штат. Мы взяли много молодых докторов и медсестер. Кто‑то перешел из других медучреждений, кто‑то пере­ехал из других городов.

Не могу не отметить, что наше старое здание за два года тоже преобразилось. Мы полностью реконструировали отделение приемного покоя. Теперь здесь красиво, светло, удобно, а главное — функционально.

Пациентам, чтобы пройти комплексное обследование, больше не приходится бегать из кабинета в кабинет: сдать основные анализы можно прямо в приемном покое, как говорится, «в один клик». Прямо в смотровой у человека возьмут кровь и тут же пневмопочтой отправят в лабораторию. При необходимости сделают КТ, рентген или даже проведут несложную операцию, которая не требует госпитализации.

А еще в старом корпусе мы открыли реабилитационное отделение для больных после инсульта, которое было очень востребовано. Пока оно заполнено пациентами, проходящими реабилитацию после ковида, но вскоре, надеюсь, заработает по своему направлению, ведь неврологических больных в больницу поступает очень много.

Да и не только неврологических. Идет поток пациентов с сердечной недостаточностью, часто очень тяжелых, с одышкой, отеками, после перенесенного инфаркта миокарда, с нарушениями ритма сердца, в частности, мерцательной арит­мией.

С большой нагрузкой и до пандемии, и сейчас работает Центр гнойной хирургии, где мы оказываем помощь людям с тяжелой формой сахарного диабета и атеросклероза артерий нижних конечностей, на фоне которых и развиваются гнойные заболевания. Сегодня многим таким больным удается помочь избежать ампутации во многом благодаря малоинвазивным, проще говоря, щадящим, методам лечения.

К счастью, сегодня в больнице восстановило свою работу рентгенхирургическое отделение, открывшееся накануне пандемии, и теперь хирурги успешно наверстывают темп.

Не так давно сделали операцию женщине с гангреной нескольких пальцев ног. Картина достаточно типичная — десятилетний стаж сахарного диабета, избыточный вес, и на этом фоне развились трофические изменения. В такой ситуации все могло бы закончиться высокой ампутацией обеих ног.

Для того чтобы этого не случилось, наши хирурги решили провести операцию в несколько этапов. Сначала восстановили кровоток ангиографически в малых артериях, на голени, а потом прооперировали более крупные сосуды. В итоге — сохранили человеку ноги.

А как быстро возвращается плановая госпитализация, которая долгое время была «поставлена на паузу»?

— Медленнее, чем экстренная, но это объяснимо — перестраиваться на «мирные» рельсы непросто всем, и амбулаторному звену тоже. Сегодня почти 90 % операций, которые делают наши врачи, — экстренные. Плановых пока всего 10 %. В первую очередь они касаются хирургии — травматологии, гинекологии, урологии.

Но думаю, что через месяц-два плановых операций мы будем делать гораздо больше. Тем более что госпитализировать таких больных сегодня стало намного проще благодаря опять‑таки современным технологиям. Теперь врач в поликлинике записывает пациента на консультацию в нашу больницу прямо из своего кабинета. У нас же больные только проходят отборочную комиссию. Все очень удобно.

Больных с коронавирусом по‑прежнему продолжаете принимать?

— Всем кажется, что ковида больше нет, но наш новый корпус на 305 коек полностью заполнен. Там проходят лечение 296 пациентов. Примерно две трети из них к нам поступают из дома и еще треть переводят из других больниц. Это пациенты, имеющие, как правило, какую‑либо серьезную соматическую патологию — инсульты, сердечная недостаточность, гнойная хирургия, абдоминальная хирургия…

Так что говорить о полном завершении пандемии еще рано.

#коронавирус #пандемия #заболевания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7189) от 15.06.2022 под заголовком «Красный сменился зеленым».


Комментарии