«Великая китайская стена» на Варшавской: история здания

«Санкт-Петербургские ведомости» продолжают серию публикаций, посвященную строительству и нынешней жизни жилых зданий, построенных по индивидуальным проектам в 1970-х - начале 1990-х годов.

«Великая китайская стена» на Варшавской: история здания | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

После рассказа о 12-м квартале около станции метро «Озерки» и «Дома-горы» на проспекте Науки мы беседуем с Михаилом Сарри, руководителем мастерской № 6 института «ЛенНИИпроект», одним из авторов проекта домов № 37 — 63 по Варшавской улице.

- Как появился этот проект?

- Участок Варшавской улицы от Бассейной до Краснопутиловской был сформирован в середине 1960-х годов на месте разобранной ветки железной дороги от Варшавского вокзала. Образовалась полоса с «рельефом» - бывшей насыпью железной дороги.

В 1977 году я пришел в «Ленпроект» сразу после ЛИСИ (ныне СПб ГАСУ) в мастерскую № 6, которая занималась проектированием жилых кварталов во многих районах города, в том числе и Московском. Тогдашний руководитель мастерской Владимир Николаевич Щербин предложил мне проектировать жилые дома на Варшавской улице под присмотром опытного архитектурного «дядьки».

- Интересно, кто же оказался этим «дядькой»?

- Мне крупно повезло, это был Юрий Маркович Песоцкий - на мой взгляд, один из талантливейших архитекторов Ленинграда того времени, недооцененный при жизни и незаслуженно забытый после смерти. Учиться у него в процессе совместного проектирования было для меня одновременно и честью, и удовольствием. Щербин поставил задачу - спроектировать на западной стороне Варшавской улицы «пульсирующую» как в плане, так и в силуэте застройку. Она должна была служить шумозащитой для пятиэтажек; Варшавской улице отводилась роль дублера Московского проспекта.

- Сколько же времени заняло проектирование и когда началось строительство?

- Проектирование велось в 1977 - 1992 годах (строительство - в 1980 - 1995 гг.) и было разделено на три этапа, с севера на юг. Степень моего авторского участия возрастала в том же направлении; третий этап я делал уже практически самостоятельно.

- И как вы решили задачи Щербина?

- Был спроектирован комплекс разноэтажных кирпичных жилых домов общей площадью примерно 85 тысяч кв. метров, рассчитанный на 3,5 тысячи жителей.

Силуэтные акценты «по-петербургски» совпадают со створами улиц, упирающихся в Варшавскую. Две башни замыкают улицу Фрунзе, следующая башня - улицу Победы, еще один высотный элемент замыкает несостоявшееся продолжение Авиационной улицы. Последний градостроительный акцент - 14-этажная «пластина», которая находится на пересечение Варшавской и Краснопутиловской улиц и хорошо видна с площади Победы. Все квартиры - двусторонне ориентированные; на шумную Варшавскую улицу выведены только кухни и общие комнаты, все спальни - во двор.

Народ сразу окрестил наши дома «Великой китайской стеной», общая длина фасада - около 2 километров. Профессионалы наградили дипломами различных всесоюзных и всероссийских архитектурных смотров.

- Протяженные фасады имеют сложный рисунок с разнообразными лоджиями...

- Было создано множество вариантов фасадов, и все вручную на бумаге и кальке, никаких компьютеров не было. Остекление лоджий по единому проекту легализовали позже, приблизительно на рубеже веков. Застройки Варшавской улицы это еще не коснулось. Сейчас там полный хаос - кто-то застекляет, кто-то - нет.

- Какие были площади квартир?

- СНИП требовал для 1-, 2-, 3-, 4-комнатных квартир площадь 36, 48, 63, 72 кв. метра, соответственно.

Помню эти цифры как таблицу умножения. Превышение допускалось в пределах 5% Были анекдотические случаи, когда излишки площади квартир присоединялись к межквартирным коридорам. Кухни получались от 8 до 12 метров. Парадоксально, но сейчас квартиры с площадями по советским нормативам оказываются самыми ликвидными. Тогда это были дома для очередников.

- А как выглядела квартирография?

- Она была примерно одинаковая по всему Ленинграду: 25 - 30% однокомнатных квартир, 50% - «двушек», «трешек» - 20% и совсем немного 4-комнатных квартир.

- Как решалась проблема транспортной доступности?

- Тогда считалось, что это пешеходная доступность до станций метро «Парк Победы» и «Московская». Общественный транспорт был сосредоточен на параллельных Варшавской улице Московском и Новоизмайловском проспектах. Что касается личного транспорта, то расчетный норматив на него тогда был несравнимо ниже действующего сейчас.

- Первые этажи, наверное, все были заняты встроенными помещениями?

- Нет. Тогда производились довольно точные расчеты требуемой социальной инфраструктуры кварталов. Не было сегодняшнего понятия «арендопригодное помещение», то есть помещение без назначения. Тогда встроенные помещения проектировались под конкретную функцию - банк, газетный магазин, страховое агентство и т. д. Остальные площади первых этажей занимали квартиры.

- И сейчас эти квартиры переводятся в нежилые с соответствующими безобразными вывесками...

- Все парадные были спроектированы сквозными с двумя выходами - на улицу и во двор. Сейчас остались выходы из жилой части только во дворы. Выходы на улицу и часть вестибюля вместе с бывшими квартирами стали мелкими коммерческими помещениями. Этот процесс носил абсолютно хаотичный характер с неизбежными негативными последствиями, в том числе для фасада.

Сейчас, проезжая по Варшавской улице, я стараюсь на фасады не смотреть.

- Как вам представляется сегодня - та работа удалась?

- Сейчас отношусь к ней как к своему «первому блину», не ставшему «комом» благодаря помощи более опытных коллег. Застройка на Варшавской улице - это памятник своей эпохе, в том числе ее нормативной базе и весьма ограниченным возможностям строительного комплекса. Облицовочная плитка временами падает...

Материал был опубликован в газете под № 079 (6188) от 07.05.2018 под заголовком «Как мы строили китайскую стену».

#строительство #архитектура #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 079 (6188) от 07.05.2018.


Комментарии