Перезагрузка на ходу. Автопром Петербурга покажет небывалый рост

Власти Северной столицы в рамках принятой технологической политики развития промышленности города намерены в нынешнем году возродить петербургский автомобильный кластер, осваивая новые производства на бывших площадках мировых автогигантов. Об этом было сказано на заседании Промышленного совета Петербурга. Не менее интересную информацию об адаптации отечественного авторынка к новым условиям представили аналитики Центробанка в новом докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ».

Перезагрузка на ходу. Автопром Петербурга покажет небывалый рост | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Под новым автобрендом

Согласно комментариям экспертов ЦБ, ситуация в российской автоотрасли постепенно улучшается. Автомобильный рынок в РФ становится более сбалансированным, формируется новая структура предложения, в том числе за счет того, что на производственных площадках России реализуются проекты контрактной сборки автобрендов из дружественных стран и развиваются отечественные марки.

На данный момент в РФ, включая Северо-Западный регион, идет перезапуск крупных автозаводов, которые были остановлены в 2022 году, решаются проблемы с поставками автокомпонентов и/или локализацией их производства. На эти непростые процессы потребуется примерно три года.

В ходе заседания Промышленного совета Петербурга представители местного автопрома презентовали первую модель нового автобренда, которая будет выпускаться на питерском автомобильном заводе, ранее принадлежавшем японскому концерну (предприятие приостанавливало конвейер в 2022 году после введения антироссийских санкций). Объем этого производства в нынешнем году составит до 25 тысяч машин. Будут доступны две комплектации в шести цветах.

Еще один новый бренд представлен другим вышедшим из простоя петербургским автозаводом, принадлежавшим южнокорейскому концерну. В его модельном ряду два седана, кросс-хетчбэк и кроссовер. На данный момент на предприятии действует производство полного цикла, включая цеха штамповки, сварки, окраски и сборки. Общее число сотрудников составляет порядка 800 человек.

Из-за санкций и приостановки работы автозаводов с петербургского рынка ушли более 50 % производителей автокомпонентов. Тем не менее сейчас появляются новые предприятия и в этой сфере. Например, в Киришском районе Ленинградской области на территории индустриального парка «Левобережный» анонсировано строительство завода, где будут производиться тормозные диски и барабаны для легкового и грузового автомобильного транспорта в объеме более трех миллионов штук в год. Это позволит обеспечить такой продукцией до 15 % российского рынка. Общий объем инвестиций в проект составляет более 10 млрд рублей. Запуск производства планируется на четвертый квартал 2025 года.

Логистика параллельного импорта

В целом предложение автомобилей на отечественном рынке увеличилось за счет официальных поставок иностранных машин (преимущественно китайских брендов) и параллельного импорта.

По данным аналитического агентства «Автостат», в минувшем году импорт новых легковых авто вырос в 3,7 раза и заметно превысил уровень 2021‑го. Вместе с тем активно менялась его структура по странам происхождения: импорт из Японии и европейских государств был замещен на поставки из Китая и других дружественных стран. Импортеры смогли наладить логистику и обслуживание поставляемых автомобилей, а также заинтересовать российских покупателей новыми брендами.

На параллельный импорт через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в прошлом году пришлось около 12 % совокупных продаж. Этот канал в определенной степени помог удовлетворить спрос на рынке, особенно в сегменте кроссоверов и внедорожников. Однако в нынешнем году поставки автомобилей по параллельному импорту могут сократиться. Сдерживающим фактором остается высокая стоимость автомобилей и удовлетворение покупательского спроса за счет расширения официального предложения. Кроме того, с 1 апреля 2024 г. вступил в силу пересмотр методики расчета утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через государства Евразийского экономического союза.

В настоящее время при ввозе машины через эти страны таможенная очистка может быть произведена в любой из юрисдикций по общим правилам ЕАЭС. После 1 апреля как для физических, так и для юридических лиц вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные через такие страны. Это уравняет условия ввоза машин из государств ЕАЭС и дальнего зарубежья.

«Вторичка» немного просела

Всего по итогам прошлого года в России было продано 1,06 млн новых легковых автомобилей — на 69 % больше, чем в 2023‑м. Продажи в январе-феврале текущего года составили 184 тыс. машин (+82 %), превысив уровень четвертого квартала 2021‑го. Однако этот рост связан с низкой базой прошлого периода. Соответственно, в нынешнем году эксперты такого роста не прогнозируют. По их расчетам, будет продано около 1,3 млн штук новых автомобилей (базовый прогноз предусматривает продажу 1,1 млн машин). Лидирующую позицию в структуре продаж легковых авто занимал крупнейший отечественный производитель. Его доля составляла почти 30 % рынка. Также вырос спрос на автомобили, произведенные в дружественных странах.

На вторичном рынке ситуация следующая. В последние годы этот сегмент в основном наполняли автомобили, выпущенные до 2014 года. Они хорошо продавались, а у потребителей был широкий выбор. В прошлом году в России было куплено почти 5,7 млн подер­жанных легковых автомобилей. По сравнению с 2022‑м «вторичка» выросла на 17 %. В нынешнем году все эти авто, произведенные десять и более лет назад, постарели еще больше, что негативно сказывается на их техническом состоянии. В итоге рынок машин с пробегом продолжил свой спад, начавшийся еще в августе 2023‑го. При этом самая большая доля продаж приходится на автомобили, выпущенные 10 и более лет назад, — 68 %. Машинам в возрасте 3 – 6 лет принадлежит 17 % рынка. 11 % — у авто от 7 до 9 лет включительно. И всего 4 % — это машины до трех лет.

По мнению экспертов, дальнейшее увеличение спроса на автомобили возможно при росте доходов населения и автокредитования, расширении господдержки (льготного автокредитования, лизинга и госзакупок), а также решении проблем с обслуживанием машин. Пока качество сервиса, в том числе и в сегменте китайского автопрома, оставляет желать лучшего. Дилеры отмечают дефицит запчастей, а сервисы — сложности с заказом деталей: каталоги производителей либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке. Для официально представленных на российском рынке брендов сложностей с обслуживанием меньше, чего не скажешь о трудностях с логистикой.

Еще одна актуальная проблема автопрома — дефицит квалифицированных кадров. К примеру, на обновленный автомобильный завод в Петербурге пришлось приглашать специалистов из Калуги, поскольку местных сотрудников пока не хватает.

Остается добавить, что в начале года прирост потребительских цен на новые легковые автомобили составил 12 %. Отечественные легковые машины подорожали на 18 %. Стоимость новых импортных авто выросла меньше — всего на 4,4 % в годовом выражении. Сдерживающее влияние на рост цен на зарубежные автомобили оказали укреп­ление рубля в конце прошлого года и значительные складские запасы машин, преимущественно китайских марок. Цены на вторичном рынке растут быстрее, чем на рынке новых импортных автомобилей.


#автомобили #производство #рост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7635) от 02.04.2024 под заголовком «Перезагрузка на ходу».


Комментарии