На берегу реки Заклюки. Подведены главные итоги археологического сезона в Старой Ладоге

Определение точного местоположения каменной церкви и исследование могильника, которому больше тысячи лет, — таковы главные итоги археологического сезона в Старой Ладоге. Подробностями с «Санкт-Петербургскими ведомостями» поделились руководители Староладожской археологической экспедиции, действующей с 1972 года. Состоит она из двух отрядов, и в нынешнем году ее работу поддержал Российский научный фонд.

На берегу реки Заклюки. Подведены главные итоги археологического сезона в Старой Ладоге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Первый отряд работал на Земляном городище, — рассказала его руководитель, младший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Наталья Григорьева. — Мы выполняли в каком‑то смысле рутинную, но чрезвычайно важную работу: требовалось «привязать» старые раскопы к современной карте.

Исследования в этом месте ведутся уже больше ста лет, к ним приступили еще в начале ХХ века. С тех пор каждый раскоп, естественно, отмечали на карте, но довольно приблизительно.

— У современной науки — иные требования, — поясняет Григорьева. — Необходимо было перенести все точки на современный топографический план, создать геоинформационную систему, в которой будет учтено местоположение каждой находки, каждого обнаруженного строения, конструкции… А для этого нужно было определить границы старых раскопов. Чем мы и занимались все прошедшее лето.

Работа оказалась весьма плодотворной еще и потому, что в процессе исследований были отобраны образцы для радиоуглеродного датирования. И что еще важно: удалось определить точное место, где на Земляном городище находилась построенная в XII веке церковь Климента, и «привязать» ее к современному топоплану.

— Фундаменты церкви до нас раскапывали трижды, но их точных границ никто не знал, — добавляет Григорьева. — В нынешнем году нам это удалось сделать при помощи геодезических спутниковых приборов, позволяющих получить максимально точные данные.

— Церковь Климента — городской собор, в XII веке это был главный храм Ладоги. Единственная каменная постройка на территории деревянного города, располагавшаяся в самом его центре, — комментирует архитектор-реставратор Сергей Лалазаров, руководитель фирмы «Рестпроект». — Всего в Ладоге тогда было шесть церквей, две из них сохранились до наших дней — Георгиевская и Успенская, а следы четырех были в разное время обнаружены археологами.

Когда была разобрана церковь Климента — точно неизвестно, скорее всего, в XV или XVI веках. Разрушилась она по естественным причинам, просто от ветхости. Часть строительного материала использовали при строительстве расположенной неподалеку Климентовской башни.

По словам Лалазарова, ни одного изображения храма не сохранилось. Но археологам помогло то, что часть западной стены собора когда‑то упала, не разрушившись. Поэтому хорошо видны арки, оконные проемы, понятны высота, габариты. Известно, что инициатором строительства церкви был новгородский архи­епископ Нифонт, до этого он возвел Спасо-Преображенский храм во Пскове. Как теперь становится понятным, в плане обе культовые постройки были похожи.

Археология2_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Задачи восстановить в Старой Ладоге церковь Климента нет. А вот более-менее точно реконструировать графически или в макете — теперь теоретически возможно…

Что же касается результатов деятельности второго отряда Староладожской экспедиции, которым руководит младший научный сотрудник того же института Марианна Павлова, то он уже второй год подряд работает на берегу реки Заклюки, что примерно в четырехстах метрах от крепости и Земляного городища, сразу же за границами современного сельского поселения. Сделанные там еще во второй половине 1950‑х годов находки были определены XIV – XVII веками, то есть поздним Средневековьем и новым временем. Затем этот памятник внесли в реестр как «селище на реке Заклюке» и больше им особенно не интересовались.

— Изначально перед нами была поставлена задача определить границы этого селища, то есть поселения, — поясняет Павлова. — Там сейчас поле, за много лет все очень сильно перепахано. Ничего существенного, что позволило бы нам составить представление о памятнике или поселении, мы не нашли и решили заложить раскоп на мысу, рассудив, что в этом месте, наверное, меньше пахали. И попали в самую точку! Это была настоящая сенсация: мы нашли древний могильник, причем «двухслойный».

Сразу стало понятно, что большая часть захоронений — христианские, все покоились головой на запад. Никаких предметов в погребениях не было, кроме одной пуговицы.

Не было даже нательных крестиков, а это, по мнению специалистов, четко говорило о том, что захоронение ранних времен, предварительно XII – XV веков, поскольку кресты в христианские погребения стали помещать только в позднем Средневековье.

Новгородские писцовые книги начиная с 1500 года говорят о присутствии возле реки Заклюки деревни. И нет ни одного упоминания о кладбище. То есть, по всей видимости, к тому времени о нем было уже прочно забыто.

— Антропологи определили, что захороненные здесь люди умерли естественной смертью. Больше всего детей, и это понятно: детская смертность в те времена была очень высокой. Всего было найдено 27 индивидуальных погребений, а также много разрозненных костей. Могильник все‑таки был очень сильно нарушен хозяйственной деятельностью, — говорит Марианна Павлова.

Когда археологи попытались найти точные границы этого христианского некрополя, то под ним был обнаружен еще более ранний могильник, датируемый первой половиной Х века. И вот там уже были находки — амулеты и бубенчики, по которым удалось достаточно точно определить исторический период. Подобные предметы встречались на раскопках Земляного городища Старой Ладоги.

Предполагается, что костные останки будут храниться в Музее антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого (Кунсткамере). Они составят антропологическую коллекцию, очень важную для нашего региона.

— Сейчас часть останков передана на радиоуглеродный анализ, надеемся, это поможет нам определить точную дату погребений, — добавляет Павлова. — А за границей могильника, к северу, мы нашли следы селища XI – XIV веков. Много находок того времени — витой перстень, стеклянный браслет, гончарная керамика… Теперь нам важно понять: как с ними соотносится кладбище?

Кстати, у местных жителей, которые, естественно, очень интересовались раскопками у Заклюки, археологи выяснили: поле, на котором они работали, старожилы звали Климентовым. А вот свидетельств того, что здесь когда‑то было захоронение, народная память не сохранила, и жители были крайне удивлены обнаружением могильника. Хотя в Старой Ладоге вряд ли стоит чему‑либо удивляться: здесь древностью пропитано буквально все.


#церковь #исследования #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7504) от 19.09.2023 под заголовком «На берегу реки Заклюки».


Комментарии