Музыка высокой пробы. К Дню Победы в Северной столице подготовили уникальный проект

К Дню Победы Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр откроет на своем сайте доступ к записям проекта «Музыка военной поры».

Музыка высокой пробы. К Дню Победы в Северной столице подготовили уникальный проект  | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Идея проекта принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру оркестра заслуженному артисту России Александру Титову. Еще в 2008 году он задумался о создании полной энциклопедии музыкальных сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны. Тогда же были сделаны первые записи, и с тех пор работа не прекращалась. Однако до сих пор доступ к этой постоянно растущей музыкальной коллекции имели только профессионалы. Теперь же 22 готовых диска будут выложены на сайт оркестра, прослушать и (или) скачать их сможет каждый желающий.

Что приходит в голову первым, когда мы говорим о музыке военного времени? «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича? Конечно, она есть среди записей проекта. Песни? Да, такой диск Петербургский симфонический оркестр под управлением Александра Титова тоже записал. Так же, как и сочинения Сергея Прокофьева и Рейнгольда Глиэра. Но это лишь часть музыкальной библиотеки, включающей в себя и целый ряд произведений, которые до сих пор не записывал никто.

Среди целей, поставленных Александром Титовым перед собой и своим оркестром, важное место занимает поиск и возрождение забытых имен. Есть здесь уже записанные сочинения Николая Мясковского, Владимира Щербачева, Леонида Половинкина, Льва Книппера, Александра Мосолова, Ореста Евлахова и других когда‑то популярных, а теперь мало кому известных мастеров. В планах — запись произведений Юлиана Крейна, Александра Гречанинова, Николая Черепнина. В круг внимания попадут и те, кто в дни войны работал в эвакуации и даже за пределами России.

«Надо охватить как можно большее количество авторов, которые творили в те годы, — говорит Александр Вениаминович. — Мне кажется, это не только интересно, но и необходимо — знать, что писали тогда композиторы, чем они жили».

Конечно, объять необъятное невозможно, записать всю музыку военных лет вряд ли удастся. Приходится выбирать — самое интересное и живое, самое качест­венное, «музыку высокой пробы». Уже записаны и скоро появятся на сайте Симфония № 2 и сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» Арама Хачатуряна. Оркестр вместе с дирижером готовится к записи увертюры «Победа» и симфонической поэмы «Заповит» памяти Тараса Шевченко, сочиненных Рейнгольдом Глиэром.

Однако исполнение — этап завершающий. Ему предшествует большая исследовательская работа — поиск партитур и их оцифровка, иногда — редактура и оркестровка нотного текста. Титов рассказывает, что за эти годы сам открыл и продолжает открывать для себя много нового. Например, творчество Сергея Евсеева, ноты которого дирижер отыскал в Российском национальном музее музыки. И сочинения Валерия Желобинского, партитуры 3-й и 4‑й симфоний которого обнаружились в Музее обороны и блокады Ленинграда (теперь предстоит их обработать). «Подлинным открытием, и не только для меня, стал Гавриил Попов, — рассказывает Александр Вениаминович. — Это замечательный композитор, который очень близок к Шостаковичу и Прокофьеву, мы записали три его симфонии».

И вот к Дню Победы все уже готовые записи «Музыки военной поры» будут выложены в свободный доступ. Проект обрел новое измерение и новую миссию — просветительскую. «Мы должны это помнить, знать, на этом учиться», — говорит президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский.

Нет сомнений, что профессиональные музыканты, преподаватели и студенты музыкальных училищ сумеют воспользоваться уникальной коллекцией. Любителям придется сложнее. Для того чтобы сориентироваться, им очень бы пригодился «путеводитель» — пояснение к подборке известных и неизвестных сочинений. Авторы проекта думают об этом, но пока предлагают положиться на интуицию. Или почаще ходить на концерты Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, который периодически исполняет произведения, записанные для «Музыки военной поры», вживую. С короткими, но важными комментариями от ведущего.


#музыка победы #концерт #песни военных лет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7655) от 02.05.2024 под заголовком «Музыка высокой пробы».


Комментарии