Кому и как живется в «человейниках». Жительница Парнаса – о районе

Однажды в социальных сетях прошел импровизированный опрос: мол, откуда вы «понаехали», жители Парнаса? Звучали самые разные города – от Калининграда до Владивостока. Выяснилось, что многие приехали с Севера, из Сибири, с Дальнего Востока. Наш собеседник Наталия КРИСЯТЕЦКАЯ, депутат муниципального образования Парголово, к которому относится район у станции метро «Парнас», в Петербург переехала десять лет назад из Великого Новгорода – после окончания университета. И довольно быстро поняла, что остается в городе на Неве. Когда речь зашла о приобретении квартиры, выбор пал на Парнас, потому что большинство друзей жили на севере города, да и работа была в тех же краях. Наталия поселилась здесь в начале 2012 года, когда район еще только начинали строить.

Кому и как живется в «человейниках». Жительница Парнаса – о районе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Наталия, когда заходит речь о Парнасе, многие с пренебрежением говорят: «Фи, дома-человейники, каменные джунгли!.. Да там вообще жить невозможно»...

Крисятецкая_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Наверное, идеальных вариантов жилья вообще не бывает. Лично мне во многом здесь нравится. Импонирует, что есть единая концепция микрорайона, много коммерческих точек. При желании или необходимости на Парнасе можно жить автономно, практически не выезжая, причем абсолютно полноценной жизнью. Думаю, что нынешней весной в условиях удаленки многие ощутили это преимущество на себе.

Социологи, которые проводили на территории Парнаса исследования в рамках проекта «Живые массивы», отмечают, что здесь вовсе не «скопище» маргиналов, купивших квартиры в кредит: наоборот, достаточно много успешных людей, неплохо финансово обеспеченных. Жители активные, творческие, интересующиеся, есть «соседские» сообщества...

Я на своем опыте почувствовала, что все очень зависит от конкретных людей, а не от формы здания и его этажности. В нашем доме, хоть он по всем определениям и «муравейник», или, если хотите, «человейник», многие люди друг друга знают, каждый новый обитатель быстро оказывается на виду. Когда мы только здесь осваивались, соседские отношения вообще были очень сильны, сейчас их стало меньше, но все равно дух взаимовыручки сохраняется.

– Но ведь вы не будете отрицать, что на Парнасе не все благополучно?

– Именно поэтому я и пошла в муниципальные депутаты. И хотя большинство вопросов здесь должно решаться на районном и городском уровнях, я уверена, что мы, муниципалы, будучи голосом местных жителей, можем и должны эти вопросы озвучивать и выступать с собственными предложениями.

Самое главное: не хватает социальной инфраструктуры. Город, который выкупает у застройщика возведенные им социальные объекты, катастрофически отстает в своих планах строить здесь школы, детские сады, поликлиники, больницы. Однако чиновники, знающие о наших проблемах, выдают разрешение на строительство здесь многоэтажных апарт-отелей. А строитель такого типа жилья не обязан возводить для него социальную инфраструктуру. И хотя юридически жители не могут прописываться в квартиры в апарт-отелях и, следовательно, рассчитывать на детские сады и школы, де-факто мы все равно получим нагрузку на и без того слабую у нас социальную инфраструктуру. Вместимость даже запроектированных школ и детских садов не рассчитана на таких новых жителей.

В продолжение темы приведу простейший пример: когда не так давно для одной из жительниц нашего дома вызывали скорую (женщине стало плохо с сердцем), диспетчер ответил: режим ожидания – четыре часа. И это вовсе не его каприз. Инфраструктура скорой помощи была создана много лет назад и не была рассчитана на наши новые районы. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, но факт остается фактом: мы физически дальше от больницы и попадаем, условно говоря, не в первый уровень приоритета. Между тем в дальнейших планах города, насколько мне известно, нет планов по развитию в нашем районе инфраструктуры срочной медицинской помощи. И подобная ситуация не только на «Парнасе».

– Проспект Энгельса – единственная магистраль, связывающая Парнас с городом, и в часы пик выехать весьма проблематично...

– По сравнению с другими районами новостроек у нас все очень даже неплохо. Есть короткий выезд в город, рядом КАД, своя станция метро. Однако, конечно, уровень развития транспортной инфраструктуры катастрофически отстает от роста количества жителей.

Любой специалист по транспорту вам скажет: нашему району нужен скоростной трамвай. И если открыть карту развития транспортной инфраструктуры города, выложенную на официальном сайте в Интернете, можно увидеть, что в планах – две трамвайные линии в нашем микрорайоне. Однако одна планируется на2028 год, а вторая – аж после 2039-го.

А нужны они сейчас. Спустя десять лет понадобятся уже не две линии, а больше. Хотя бы потому, что севернее Шуваловского парка, на нынешних полях у КАД, предполагается строительство новых жилых кварталов...

– Те, кто впервые бывают на Парнасе, сразу же замечают, что здесь мало зелени. Деревца, посаженные при сдаче домов, за очень редким исключением растут очень плохо. В том числе и потому, что в районе очень сильный ветер и деревья в буквальном смысле пригибает к земле...

– Озеленение – в некотором смысле вопрос времени. Если вы зайдете во двор на улице Михаила Дудина, 25, то увидите много высоких деревьев и густых кустарников: просто он был сдан на Парнасе самым первым. И сейчас там совсем другая атмосфера, нежели в других дворах...

Проблема еще и в том, что большая часть территории района находится в аренде у застройщика. Его интерес – чтобы купили квартиру в новом доме, а увеличение комфорта и качества жизни в тех кварталах, что уже сданы, – удел управляющих компаний. А те, прямо-таки сказать, довольствуются малым. Ситуация меняется только там, где сами жители проявляют активность.

Конечно, для нас просто спасение расположенный рядом Шуваловский парк, хотя он уже зачастую с трудом справляется с колоссальным наплывом людей.

– А как вообще в районе обстоят дела с экологией?

– Расположенная рядом промзона влияет негативно, но незначительно. Гораздо больше вреда, я считаю, от мусорного полигона в Новоселках. Не самым лучшим образом воздействует загазованность от трех ближайших магистралей – проспекта Энгельса, КАД и Выборгского шоссе.

Выручает сильный ветер: как вы правильно заметили, он почти постоянно буквально продувает наш район насквозь. В результате здесь дышится легче, чем в центре города.

#Парнас #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6808) от 18.11.2020 под заголовком «Кому и как живется в «человейниках»».


Комментарии