Кавказские персы. Как таты поселились в Петербурге

По переписи 2010 года, в Петербурге числились около 300 татов из 1585 зарегистрированных в России. Таты, которых еще называют кавказскими или закавказскими персами, — иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России, преимущественно на юге Дагестана. На Кавказе проживают несколько групп: таты-иудеи, таты-мусульмане и таты-христиане. Объединяет их татский язык, находящийся под серьезной угрозой исчезновения.

Кавказские персы. Как таты поселились в Петербурге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

На Кавказе говорят: если ты не знаешь свой род до десятого колена, то ты безродный. Генеалогическое древо семьи Ханукаевых насчитывает двенадцать колен, о самом роде в Дагестане издана книга «Очерк истории семьи Ханукаевых». А одна из ветвей тухума Ханукаевых в начале ХХ века пустила корни в Петербурге.

Летом 1920 года обитатели дома на Стремянной, 10, наблюдали необычную картину: во двор въехала арба, на ней сидели женщина, закутанная в большой черный платок, строгий кавказец в черкеске и каракулевой папахе и с десяток ребятишек. За арбой тащился фаэтон… Так в Петербурге появилась большая семья Шомоила Ханукаева из Дербента, сына Овшолума Ханукаева, крупного в Дагестане купца и земле­владельца. У Шомоила было десять сыновей и две дочери. Почти с уверенностью можно сказать, что это были одни из первых татов, поселившиеся в Северной столице, только называли их тогда иначе — дагестанцами.

История донесла до нас еще один факт: в рядах тех, кто в 1917 году брал штурмом Зимний, был тат Ехиил Мататов, впоследствии видный деятель Республики Дагестан. Инициатор первой татской газеты, татских школ, издания книг на ­татском языке. По инициативе Мататова еще в 20‑х годах XIX века татский язык был признан одним из государственных в Дагестане. В Махачкале стоит памятник Мататову. Он тоже представитель одной из ветвей рода Ханукаевых.

Сегодня из этого старинного рода в Петербурге проживают почти сто человек — и это более трети всех татов Северной столицы. Кроме Ханукаевых в Петербурге есть Дадашевы, Изиловы, Ташаевы, Имануиловы, Абрамовы, Осиповы, Агарагимовы, Абаевы, Авталумовы, Шалумовы, Хануховы, Дановы, Мануваховы, Бинаевы — всего два десятка фамилий, все они таты. Отдельного землячества у них нет, они относят себя к дагестанцам.

Дагестанских татов можно встретить и в еврейских общественных организациях, поскольку часть этого этноса исповедует иудаизм. По этой причине татов стали еще именовать горскими евреями. Внешне таты мало чем отличаются от других народов Дагестана. У них миндалевидный разрез глаз, тонкие носы с горбинкой, говорят без акцента. Как большинство горцев, они во многом романтики. Среди них есть поэты и сказочники, ученые и композиторы, они трепетно относятся к своей родине.

Петербургские таты гордятся своим поэтом — Ханом Мануваховым (из рода Ханукаевых), живущим в Северной столице. По профессии Манувахов — физик-ядерщик. И еще он автор нескольких поэтических сборников. «Я счастлив тем, что мне любить тебя дано, а без любви к тебе ну много ли я стою…» — стихотворение «Родина» Хана Манувахова, как и другие, любит цитировать врач Шамиль Ташаев — директор НИИ психотерапии и клинической психологии. Шамиль Семенович также ­создал свою школу психокоррекции, а еще он писатель и поэт.

Юно Изилов тоже любит поэзию Манувахова, но сам он не поэт, а изобретатель. Всю жизнь занимался сложными техническими ­вопросами — проектированием станков с программным управлением. В свое время Юно Романович со своими сыновьями занимался новой технологией — управлением техникой посредством голоса. Среди перечисленных выше фамилий тех, кто составляет основную часть петербургских татов, есть академики, инженеры, врачи, переводчики, предприниматели, генералы. Многие из петербургских татов до сих пор владеют татским языком.

Таты сохранили национальную кухню, патриархат в семье, обряд обрезания. Соблюдаются строгие правила воспитания сыновей, основанные на уважении и беспрекословном подчинении родителям. Воспитание девочек в ­семье остается восточным. Они домоседки и очень любимы отцами, которые берут на себя всю заботу об устройстве судеб дочерей. В семьях поддерживается и ­одобряется тяга к образованию. Сегодня практически все петербургские таты имеют высшее образование.

Предки татов-иудеев, по утверж­дению историков, были переселены на Кавказ, в частности в Дагестан, в IV – VI веках иранскими шахами из могучей военной династии Сасанидов для защиты сооружений Дербента. Предки Ханукаевых издавна жили в селении Аба-Сово под Дербентом, затем переехали в Дербент. Накануне революции род Ханукаевых входил в тройку самых богатых людей Дагестана. После прихода советской ­власти Ханукаевы добровольно отдали виноградники, плантации и заводы большевикам. При разделе оставшегося имущества каждому из пяти наследников досталось немного, и они числились уже в середняках.

Однако Ханукаевы не отчаялись, в советское время из них получились хорошие инженеры, ученые, коллекционеры. Об одном из Ханукаевых, прославившем свой род в Петербурге при защите Ленинграда в годы блокады, рассказывает экспозиция в Музее МЧС. Именно Александру Ханукаеву наш город обязан сохранением десятков прекрасных архитектурных сооружений и жизней сотен ленинградцев — это ему удалось разгадать механизм обезвреживания бомб с часовым механизмом.

Однажды во двор четырехэтажного дома на Коломенской улице, пробив перекрытия, упала бомба. Александру, прибывшему на ­место, удалось вывернуть часовой механизм, но на нем не было детонатора. Выкрутив донную заглушку бомбы, сапер обнаружил дополнительный взрыватель. Именно он стоил жизни сотням саперов, которые в блокадном Ленинграде ­обезвреживали бомбы. Раскрытый Ханукаевым секрет был передан всем специалистам. После войны Александр создал теорию направленного взрыва, на основе которой создаются современные взрывные устройства. На фронтах Великой Отечественной воевали все десять братьев Ханукаевых, вернулись с войны лишь четверо.

Другой Ханукаев — Семен Нисанович — известный в Петербурге коллекционер. Всю жизнь собирал прикладное искусство Востока, ездил в экспедиции, по кишлакам и деревням. Его бесценные находки, в частности кинжалы, хранятся в лучших музеях страны. Сегодня двое детей Ханукаева продолжают дело отца.


#этнос #народности #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «Таты Северной столицы».


Комментарии