Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

Промзона между шоссе Революции и Шафировским проспектом, Индустриальный пр., 72. Этого адреса пока еще нет на музейной карте города. Проходим через ворота, минуя ничем не примечательный серый бетонный забор, и... оказываемся как будто на поле боя. Траншеи, блиндажи, ряды колючей проволоки, бронированные точки... Разбитая взрывом полуторка, сожженная «эмка». И по центру - рухнувший разломившийся пополам немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88»...

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны | Студент Даниил Шемшур в моторах военных лет разбирается не хуже самого заправского автомеханика. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Студент Даниил Шемшур в моторах военных лет разбирается не хуже самого заправского автомеханика. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Самолет - на две трети макет, но часть корпуса и приборов использованы от настоящего. Их нашли под Мясным Бором, где героически сражалась в окружении наша 2-я Ударная армия. Макет мы дорабатывали вместе с белорусскими художниками для фильма «Сталинград» Федора Бондарчука. После съемок самолет передали нам, - рассказывает руководитель этого музея Анатолий Лысенков. Он же - руководитель расположенного здесь учебно-производственного кооперативного автотранспортного предприятия.

- Мы вовсе не пытаемся подражать «Ленрезерву», наоборот, скорее, это их команда пошла по нашим стопам, - явно предвидя мой вопрос, поясняет Лысенков. - Они занимаются военной ретротехникой только несколько лет, а мы - аж с 1971 года. Все началось с восстановления грузовика «ЗИС-5», уцелевшего с военного времени.

Сегодня тот грузовик превратился в автоколонну машин, на которых в День Победы возят ветеранов по Невскому проспекту... Вся техника подлинная, оригинальная, военных лет, отреставрирована в собственных мастерских.

- Сотрудники уже лет двадцать мне говорили: не дело, что весь год, кроме 9 мая, машины стоят в гаражах. Они должны работать постоянно. И в конце концов мы собрали средства, приобрели ангар и за год создали историко-художественную экспозицию, посвященную Дороге жизни, - говорит Лысенков.

Руководит этим творческим процессом его внук Даниил Шемшур - студент актерского факультета Института кино и телевидения. Дедово воспитание не прошло даром: парень с детских лет привязался к военной технике.

- Чинит наши машины, хорошо управляет любой техникой. Моя школа! - с гордостью восклицает Анатолий Михайлович.

Даниил увлекается военной историей, исполняет песни советских лет. Недавно прошел кастинг на фильм про Василия Теркина, который будет снимать режиссер Арман Геворгян. Играть немецкого офицера Даниил наотрез отказался. Тогда режиссер пообещал дать роль красноармейца, но поставил условие: научиться играть на гармошке...

Экспозиция в ангаре начинается с медсанбата: он как будто бы расположен в бывшем церковном подворье. Облупившиеся каменные стены выглядят как настоящие, на самом же деле это творение рук профессиональных театральных художников и декораторов. А помогали им люди самых разных специальностей и занятий, которые приходили сюда трудиться в свободное от работы время.

В окошках видны медсестры, раненые на госпитальных койках, операционные столы с инструментами...

- Образ собирательный, - поясняет Даниил. - Самое главное: хотим подчеркнуть, что мы победили не только силой духа, но и с божьей помощью. Недаром над входом в медсанбат теплится лампада у иконы.

Дальше - «эпизоды» ледовой трассы: зенитка, прожекторы, блиндаж... Разбитый автобус «ЗИС-8», сожженный немецкой авиацией.

- На таких автобусах по Дороге жизни перевозили раненых. Он тоже снимается в кино. Его миссия - гореть. Когда кадр снят, его тушат, - рассказывает Даниил.

Главное место в ангаре занимает выставка подлинной военной техники. Среди машин - командирский «Виллис» выпуска 1942 года. Именно на таком автомобиле в сопровождении мотоцикла «М-72» в январе 1944 года старший офицер оперативного отдела майор Гриневич доставлял из штаба Ленинградского фронта в войска приказ о начале наступления на Пулковских высотах. «Виллис» сломался на Литейном мосту, и офицер вынужден был пересесть на мотоцикл, чтобы вовремя доставить приказ на передовую.

- В воспоминаниях Гриневича говорится, что в машине сломался распределитель системы зажигания. В этом «Виллисе» как раз виден сварочный шов в районе распределителя. Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что именно на этой машине доставляли приказ, - говорит Анатолий Лысенков.

Для широкой публики экспозиция открыта каждое воскресенье с 15.00.

- Мы регулярно проводим занятия начальной военной подготовкой с юнармейцами и детьми из воскресных школ, над которыми шефствуем, - поясняет Лысенков. - Многие дети вообще ничего не знают о войне. Однажды, когда речь шла о Дороге жизни, один школьник предположил, что она действовала где-то под Рязанью... Беседуем о войне, блокаде, читаем вместе с ними подлинные фронтовые письма, на них это производит очень сильное впечатление. Думаю, что они этого не забудут никогда.

Многие, кто побывал здесь, потом приходят снова, приносят семейные реликвии - фотографии военных лет, наградные документы. Пригодится нам в будущей экспозиции.

Ближайшие планы? Развернуть экспозицию еще в нескольких ангарах, а на открытой площадке устроить музей под открытым небом.

- Увы, ресурсов у нас не очень много, так что работа идет не так быстро, как хотелось бы. Но в том, что все намеченное мы обязательно сделаем, никаких сомнений нет, - говорит Лысенков. - Что же касается «Ленрезерва» - двух одинаковых площадок не получится. Да и вообще много музеев не бывает. Уверен, что в каждом районе такие военно-исторические площадки не будут лишними.

#музей #Великая Отечественная война #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6470) от 01.07.2019 под заголовком «Дорога жизни на Индустриальном».


Комментарии