Туризм без посредников. Как сказался на России отказ от мировых систем бронирования?

В этом году желающих отправиться на отдых за рубеж россиян ждут проблемы, связанные с полузакрытым небом и неработающими банковскими картами. Большинство туристов переориентируется на поездки внутри страны, при этом многие делают выбор в пользу самостоятельных путешествий. Однако и здесь все меняется из‑за ухода с нашего рынка международных сервисов бронирования.

Туризм без посредников. Как сказался на России отказ от мировых систем бронирования? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Имидж прежде всего

Сейчас место диктовавшего ранее свои условия Booking.com пытаются занять около десятка отечественных конкурентов. Среди них есть известные системы бронирования («Яндекс. Путешествия», «Островок», «Броневик», Tvil, 101Hotels и т. д.), однако неожиданно доставшийся рыночный «пирог» теперь пытаются поделить и новички: Russpass, travel rzd и другие.

Пока, по оценке президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексея Волкова, у них получается не очень, так как «каждый агрегатор консолидирует от 2 до 6 – 7% общей численности объектов», что совсем неудобно пользователям. Для сравнения: тот же Booking сотрудничал примерно с 70% объектов размещения. В Петербурге, например, он предлагал к бронированию свыше 5 тысяч вариантов размещения в отелях, квартирах и апартаментах.

Турист знал, что на этом ресурсе он найдет максимум предложений по привлекательным ценам. Да еще и с приятными бонусами. В результате, по словам Волкова, тягаться с мощным конкурентом и «вкладываться» в развитие собственных площадок «не было никакого смысла».

Многие предпочитали пользоваться его услугами не только благодаря огромному выбору, но и из‑за высокого качества сервиса и удобства функционала. «У путешественников сервис пользовался популярностью из‑за удобного интерфейса, большой отельной базы на любой кошелек и мощной системы клиентской поддержки, — считает член правления «Лиги хостелов» Евгений Насонов. — А благодаря международной компетенции с системой могли успешно сотрудничать и крупные ­отели, и небольшие гостевые дома».

Были, конечно, и недовольные. Прежде всего среди тех же ­хозяев объектов размещения, которым приходилось платить от 15 до 22% комиссии и вдобавок подписывать договоры о соблюдении паритета цен. То есть отели не могли продавать в открытом доступе услуги по цене ниже, чем у агрегатора. За что еще в конце 2020‑го в России сервис был обвинен в нарушении антимонопольного законодательства и даже крупно оштрафован.

Кстати, недовольные такой политикой нашлись не только у нас. В Турции еще в октябре 2019 года суд постановил, что агрегатор виновен в недобросовестной конкуренции, — и был заблокирован. Только благодаря тому, что он согласился ­открыть офис в Турции и платить налоги в размере 7,5% от оборота, ему все же разрешили там работать.

Однако популярность этого сервиса была основана не только на большой базе и удобстве использования — он вкладывает в свое продвижение колоссальные средства. По оценке главы туроператора «Русский экспресс» Тараса Кобищанова, на операционную деятельность агрегатор тратит лишь 14% доходов, тогда как на маркетинг и рекламу — большую часть остального. «Лишь в одном из поисковиков в квартал он тратит на эти цели более $ 1 млрд, — поясняет эксперт. — Как только турист в любом уголке мира начинает искать гостиницу, он тут же видит предложения этого агрегатора. Сервис пытается проникнуть к потенциальному клиенту через все доступные современные технологии, выскакивая буквально из каждого утюга».

Свято место пока пусто

Специалисты отмечают: в настоящее время отечественные системы бронирования получили уникальный шанс быстро набрать популярность. Однако именно нераскрученность тормозит этот процесс — потенциальные клиенты их попросту не знают.

Так, Юнис Теймурханлы, владелец гостиницы «Гельвеция» в Петербурге, замечает: «После того как ушло такое понятие, как паритет цен, ­отели сами стали очень активно выкладывать хорошие предложения — прямые продажи обходят все остальные». Он уверен: потребитель сейчас зачастую не знает брендов отечественных систем бронирования. И поэтому чаще всего старается купить номер напрямую.

«Роза Хутор» в Красной Поляне, по словам директора по маркетингу и электронной коммерции курорта Дмитрия Барашкова, продолжает сотрудничество сразу с несколькими российскими агрегаторами, однако в приоритете остается развитие собственных электронных каналов продаж. То же самое заявили и на курортах «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи» — там клиенту тоже предлагают зарезервировать номер напрямую.

Хозяев гостиниц можно понять: они получили гораздо большую экономическую свободу. Да и зачем кому‑либо платить комиссию, когда ее можно оставить себе? Ведь если агрегатор известен туристу меньше, чем сам отель, смысла в этом действительно мало.

Конечно, владельцам отдельных квартир и апартаментов раскручивать свой бренд нереально, однако и у них есть альтернатива с прямым выходом на клиентов: размещение через популярные доски объявлений вроде «Авито» или «Юлы». Тем более что они гораздо более раскручены, чем отечественные сервисы бронирования.

Последним пока не помогают даже весьма выгодные условия. Так, московский сервис Russpass, который тоже претендует на право стать единой площадкой для бронирования гостиниц в России, завлекает отельеров низкой комиссией (5%), а туристов — бонусами в виде возможности раннего заезда или позднего выезда, а также специальными тарифами.

Вместе с тем в перспективе, вероятно, один или несколько игроков захватят большие доли рынка и станут более привлекательными для клиентов. Гендиректор национального ­туроператора «Алеан» Илья Уманский и вовсе заявляет: «Уход Booking нас сильно радует, так как это подстегнет развитие всех отечественных каналов продаж — это наш шанс».

Тут сложно не согласиться: бегство монополиста привело к тому, что тысячи небольших отелей или гостевых домов, не имеющих собственных раскрученных брендов, массово переходят к отечественным агрегаторам и просят завести их в систему для того, чтобы гарантировать постоянный приток клиентов.

Куда податься туристу?

Каким образом простому смертному лучше бронировать размещение сейчас? Однозначного ответа нет, у каждого варианта свои плюсы.

Сервисы бронирования берут удобством: на одном и том же сайте вы можете выбрать и сравнить сразу несколько вариантов размещения одновременно. Быстро найти всю необходимую информацию об отеле и его условиях. И даже решить ­какие‑то проблемы при заезде: если в гостинице не хотят портить отношения с важным каналом продаж, там вполне могут пойти на уступки в конфликтных ситуациях. Зато, если же покупать напрямую, можно выиграть в цене.

Есть и минусы: в первом случае это может быть более высокая стоимость, обусловленная необходимостью платить комиссионные посреднику. А во втором есть шанс нарваться на мошенников: не ­секрет, что в Интернете периодически появляются клоны сайтов популярных (особенно курортных) гостиниц, очень похожие на настоящие. Вы думаете, что платите за номер в известном отеле, а на самом деле переводите деньги мошенникам, найти которых потом почти невозможно.

Что советуют бывалые туристы? По их мнению, начинать поиск подходящего места размещения, если вы намерены организовать свой отдых самостоятельно, лучше всего с известных систем бронирования — там много отелей и варианты легко фильтровать по важным параметрам. Но затем все же стоит проверить и «фирменные» ресурсы отобранных гостиниц — возможно, там есть предложения, которые окажутся более выгодными.

МЕЖДУ ТЕМ 

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, за последние 20 лет россияне потратили на заграничных курортах более $ 300 млрд, а только в виде купленных, но пока не осуществленных в этом году туров в Египет российские туроператоры собрали с сограждан $ 93 млн. С учетом того, что выездной туризм фактически поставлен на паузу, в период с мая по сентябрь внутрироссийский поток, как ожидается, вырастет (по сравнению с 2021 годом) на 30%, достигнув 31 млн человек. Вместе с тем отдых на российских южных курортах подорожает в среднем на 10 – 30 %, а в других регионах страны — на 10 – 20%.


#туризм #отели #гостиницы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7152) от 18.04.2022 под заголовком «Туризм без посредников».


Комментарии