Делиться надо! Российскому шерингу не хватает законодательной базы

Экономика совместного потребления, которую теперь чаще называют одним словом «шеринг» (от английского share – «делиться»), постепенно становится частью нашей повседневной жизни. Этому способствуют нестабильная ситуация, связанная с пандемией, и активное развитие технологий. Совместное потребление стремительно развивается и уже не ограничивается арендой недвижимости или средств передвижения. Каждый третий житель нашей страны в возрасте от 18 до 55 лет пользуется различными шеринговыми услугами.

Делиться надо! Российскому шерингу не хватает законодательной базы | ФОТО Fotoarena via ZUMA Wire/ТАСС

ФОТО Fotoarena via ZUMA Wire/ТАСС

Своп-вечеринки в курятнике

Сегодня экономика совместного потребления переживает третий этап эволюции, который предполагает получение доступа не только к недвижимости и автотранспорту, но и к более мелким вещам: бытовой и фототехнике, инструментам для ремонта, спортивному инвентарю, принадлежностям для туризма, мебели, одежде и даже продуктам питания.

Предприниматели строят на этом успешный бизнес, но есть и «народные» движения и сообщества в соцсетях, где можно обменяться или взять напрокат ту или иную вещь. В группе «Мебель-шеринг» можно подарить или обменять ненужный диван, «ХозБытШеринг» пристраивает кастрюли и предметы интерьера, в «Аптекашеринге» люди делятся лекарствами. В офлайне стали появляться тематические своп-вечеринки, а на улицах уже никого не удивляют стенды буккроссинга, в которых можно взять книгу. Дошло до того, что появилась услуга «кот на час». А летом в некоторых регионах нашей страны можно было взять в аренду курицу или целый курятник.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммерций (РАЭК) совместно с независимым аналитическим ТИАР-центром провели исследование «Экономика совместного пользования (ЭСП) в России-2020». Выяснилось, что за два года в нашей стране объем рынка шеринг-экономики увеличился в два раза. Отдельно за прошлый год рост составил 39%, а объем транзакций – 1,07 триллиона рублей.

«Модель совместного потребления прошла испытание пандемией и показала свою важность для современного человека, – комментирует гендиректор ТИАР-центра Антон Губницын. – Шеринг-сервисы дают возможность экономить, а это очень важно в период экономической турбулентности. Они также позволяют получать дополнительный доход».

Мировая практика показывает, что классические шеринговые сервисы часто выбирают модель, когда общение ведут между собой пользователи, а сервис просто предоставляет платформу для заключения сделок. Однако сейчас эта модель меняется. Потребитель больше не хочет ехать на другой конец города встречаться с незнакомым человеком. Ему комфортнее работать с безличной платформой, сведя количество коммуникаций к минимуму, где нажатием одной кнопки можно перевести статус «хочу» в статус «пользуюсь». В итоге простые агрегаторы объявлений постепенно превращаются в полноценные качественные сервисы, включающие доставку и гарантию безопасности.

Ты – мне, я – тебе

В составе экономики совместного потребления особенно выделяется рынок С2С (consumer-to-consumer – сделки между физическими лицами), который предполагает обмен, аренду и продажу товаров «из рук в руки». Это направление наряду с каршерингом и онлайн-биржами фриланса на сегодняшний день составляет тройку драйверов роста шеринг-экономики.

За год отечественный рынок С2С-коммерции вырос на 48%. Необходимость скорректировать семейный бюджет (продать что-либо ненужное или сэкономить при покупке необходимого) ознакомила с этой моделью множество новых пользователей. На этой волне «Яндекс» запустил площадку для продажи личных вещей физлицами, а Mail.Ru Group, которая уже пять лет развивает электронную доску объявлений «Юла», внедрила в соцсеть «ВКонтакте» раздел объявлений.

Анализ этих ресурсов показывает, что противовирусные ограничения заметно изменили рынок. Например, практически до нуля снизилось количество транзакций в отношении вечерних нарядов. Однако повышенный спрос в других категориях компенсировал отдельные потери. Так, из-за перебоев работы фитнес-клубов ажиотажным спросом пользуются тренажеры, значительно возросла популярность экипировки для походов, VR-шлемов, игровых консолей и дисков к ним.

Что касается рынка фрилансерских услуг, то он вырос на 31%. На рост этого сегмента повлияло резкое увеличение спроса и предложения на услуги курьеров и принятие закона, дающего возможность применять налог на профессиональный доход («налог на самозанятых»).

Среди краудфандинговых кампаний, предназначенных для организации совместного финансирования, продолжают преобладать социально значимые темы. К примеру, чтобы оказать поддержку предпринимателям во время кризиса, Planeta.ru в тандеме с Росбанком запустила спецпроект «Вместе поддержим бизнес», который предусматривал льготные комиссии. Для проектов, собравших половину от заявленной суммы, она составляет 10%, для тех, что собрал заявленный бюджет в полном объеме, – 7% (обычные комиссии – 15 и 10%, соответственно).

Промышленный шеринг

Один из общемировых трендов развития экономики совместного потребления – распространение этой модели и на B2B-сегмент (business-to-business). Сегодня все больше компаний из самых разных отраслей становятся пользователями шеринг-сервисов или даже создают свои собственные. Сервисы в промышленном шеринге очень разнообразны, начиная от платформ для совместного использования материалов и заканчивая корпоративным карпулингом (совместное использование транспортных средств).

Чаще всего компании так используют дорогостоящее оборудование и технику, требующиеся в определенный период времени под конкретные задачи, – например, сельхозтехнику и грузовики. Все более востребованным становится пулинг многооборотной тары, позволяющий сократить отходы транспортной упаковки до 80%. Стали появляться и производственные цеха, которые предполагают шеринг различных станков и инструмента для массового потребителя.

Не съем, так повыбрасываю

Слабее всего в нашей стране развит фудшеринг, который подразумевает перераспределение продовольствия с истекающим сроком годности и нетоварным видом. Между тем в Германии он появился еще в 2012 году, когда крупные компании начали раздавать некондиционные, но пригодные для употребления продукты питания. С тех пор такая модель успешно реализуется во многих странах Европы и США.

В России вопрос передачи магазинами продуктов питания с истекающим сроком годности на благотворительные цели пока остается открытым. На сегодняшний день в стране существуют барьеры, которые препятствуют развитию фудшеринга. Дело в том, что ретейлеры за товар, который не продают, а отдают на благотворительность, должны платить НДС (до 20% от стоимости продукции), не получая при этом прибыли. В этой ситуации утилизация обходится дешевле. Поэтому торговым сетям некондиционные товары и товары с близким к истечению сроком годности выгоднее выбросить. И это если забыть о такой российской «забаве», как перебивание дат на упаковках, волшебным образом превращающей просроченные товары в почти «свежие».

«В итоге огромное количество еды из-за неверного распределения по производственно-сбытовой цепочке портится у фермеров, в производстве, в магазинах и у потребителей дома, – констатирует эксперт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Катерина Антоневич. – И это притом что только из-за пандемии количество голодающих людей в мире выросло на 130 – 140 миллионов».

«Промышленный фудшеринг – это способ сохранить еду, а также инструмент борьбы с бедностью, – уверен руководитель проекта «Одобрено» председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев. – Магазины, кафе и производители выбрасывают невостребованные продукты, большая часть которых пригодна для употребления. Таким образом, ежегодно уничтожается более 17 миллионов тонн еды. Сохранять и передавать некондиционную, но качественную еду в «продуктовые банки» – это мировая практика. Но во многих странах для организаций, которые передают продукты на благотворительность, существует льготы, а в России для развития фудшеринга нет ни правовых условий, ни инфраструктуры».

Инициативу по продвижению фудшеринга в России на одноименном сайте проекта «Одобрено» уже поддержали 100 крупных коммерческих и общественных организаций, а также благотворительные фонды и даже органы власти, среди которых Совет Федерации, Минпромторг, Минэкономразвития и Роспотребнадзор. Однако Минфин взял паузу, опасаясь, что бизнес использует освобождение продуктовых пожертвований от НДС для ухода от налогов, а благотворительные организации, работу которых трудно контролировать, накормят людей просроченной едой.

Видимо, подобные опасения присутствуют и в отношении шеринга в целом. Пока государство более-менее результативно сотрудничает только с каршерингом. Остальные сферы новой отрасли находятся в свободном полете, который практически не регулируется.


#экономика #потребление #общество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком «Делиться надо!».


Комментарии