Выставка графики «Цирковая история» Франко Проспери открылась в Петербурге

В текущем сезоне Цирк на Фонтанке отмечает свое 145‑летие. Одним из событий, приуроченных к этой дате, стала выставка графики итальянского художника Франко Проспери — «Цирковая история».

Выставка графики «Цирковая история» Франко Проспери открылась в Петербурге | Репродукция. Фото автора

Репродукция. Фото автора

Основателем и первым директором Цирка на Фонтанке явился, как известно, Гаэтано Чинизелли — итальянский цирковой наездник, дрессировщик лошадей и очень неплохой администратор. Его стараниями в Санкт-Петербурге было построено первое в Российской империи каменное здание цирка, в котором он сам, его жена Вильгельмина Гинне, их дети и племянники выступали с неизменным успехом несколько десятилетий.

Уже после Октябрьской революции последние члены династии Чинизелли покинули Россию, и в 1924 году цирк возглавил… Вильямс Труцци, тоже итальянец по происхождению. Да и среди артистов, выходивших здесь на арену, было немало уроженцев этой страны. Об этом помнят в цирке, уважающем свою историю.

К 145‑летию Цирка Чинизелли (в 2015 году ему вернули это имя) Музей циркового искусства, расположенный в том же здании, подготовил новые экспозиции. Та, что на первом этаже, называется «Сон Чинизелли» и представляет собой сюрреалистическую инсталляцию, в которой бюсты самого Гаэтано и его жены соседствуют с листами старых документов и современными арт-объектами.

Этажом выше представлены предметы циркового реквизита (начиная со времен Чинизелли), программки разных лет, редкие фотографии представлений Ленинградского цирка… Еще выше — костюмы и мемориальные предметы. В том числе цилиндр и трость Вильямса Труцци, а также его портрет.

Теперь музей пополнят 12 графических работ Франко Проспери, которые художник выполнил, вдохновляясь историей Цирка Чинизелли и… музыкой Мусоргского (циклом «Картинки с выставки»). Очевидно, что не обошлось и без влияния русского авангарда — не конкретных персон, но самого духа времени, яркого, динамичного. Тут есть и фантазийный портрет Гаэтано Чинизелли (для тех, кто не узнает директора цирка в лицо, — надпись крупными буквами), и изображение его жены. Есть клоуны и акробаты, цирковой оркестр — целая феерия, словно бы сложенная из зеркальных пайеток, фонтанирующая красками, переполненная ощущением не движения даже — полета.

Цирк1.jpg
Репродукция. Фото автора


Как рассказывает Светлана Мельниченко, петербургский скульптор, связанная с Проспери рядом совместных проектов, Франко не только художник, но и историк искусства, философ. Согласно семейной легенде, его дальний предок работал каменотесом у Микеланджело. Отец Франко скульптор Франческо Проспери хорошо известен у себя на родине, и мастерская сына находится в одном доме с Музеем семьи Проспери.

К теме цирка Франко обратился впервые, а вот интерес к российской истории, литературе и искусству возник у него довольно давно. Более десяти лет назад он стал инициатором культурного проекта «Санкт-Петербург — Ассизи» (Ассизи — родной город Проспери). Была придумана и реализована целая программа — творческих встреч, научных конференций, выставок. В том числе экспозиция электронной графики «Карл Юнг в иллюстрациях Франко Проспери», которая прошла в 2018 году в Петербурге, в Музее истории религии. Тогда художник побывал в Северной столице, жил недалеко от цирка, гулял по городу…

Сейчас Проспери, который несколько лет назад отметил 80‑летие, пишет книгу о Льве Николаевиче Толстом. Одним из открытий, которые он сделал в ходе работы, стало особое отношение писателя к Франциску Ассизскому, святому, всегда почитавшемуся в родном Ассизи. Толстой называл его «шутом божьим». Почти клоуном. Цепочка ассоциаций, совпадений выстроилась сама по себе, и неожиданно рядом с «цирковыми» работами появились три, посвященные проповеднику «бедного житья», любви и смирения. Они тоже представлены на выставке в цирке.

Первый месяц весь цикл будет демонстрироваться в коридоре на втором этаже (каждый, кто придет на представление, сможет ознакомиться и с выставкой). Потом цирковые фантазии итальянского художника переместят в сам музей (что‑то отправится в хранение, что‑то останется на виду).

К слову, параллельно с выставкой в Цирке на Фонтанке открылась и вторая экспозиция работ Франко Проспери — в Ассизи. Тема — та же.


#цирк #выставка #Цирк на Фонтанке

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7399) от 19.04.2023 под заголовком «Цирковая история. Картинки с выставки».


Комментарии