Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 июля

 Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 июля | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

РОСФОТО

Историко-художественный выставочный проект «Крылья России» (6+) посвящен становлению и развитию отечественной авиации. Он демонстрирует уникальные кадры, на которых отображены важнейшие вехи строительства первых самолетов, первые полеты, начало организации массовых пассажирских перевозок. Обширный блок экспозиции посвящен фотографиям военных подвигов и побед, связанных с историей авиации, а также фотоснимкам, запечатлевшим самолеты послевоенных лет и становление космической эры.

Среди авторов более 150 фотографий, представленных зрителю, оригинальные отпечатки Георгия Зельмы, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Марка Маркова-Гринберга, Моисея Наппельбаума, Бориса Кудоярова, Евгения Халдея, Георгия Лугового, Виктора Кононова, Александра Китаева.

Название «Крылья России» заимствовано из мемуаров выдающегося русского летчика Вячеслава Ткачева. Выставка охватывает период с начала XX века до 1990‑х годов. Проект особенно интересен семейной аудитории: для взрослых посетителей подготовлен аудиогид, а для детей — творческие квест-задания по экспозиции. Запланированы кинопоказы, лекции, встречи, тематические детские мероприятия.

Музей истории города

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Шедевры архитектурной графики из собрания Музея истории Санкт-Петербурга» (6+). Она объединила около 60 произведений ведущих архитекторов, работавших в Петербурге — Ленинграде в XVIII–ХХ веках.

Творения этих зодчих во многом определили архитектурный облик Северной столицы.

Коллекция архитектурной графики музея включает чертежи крупнейших архитекторов — авторов проектов главных архитектурных достопримечательностей города. В фондах хранится свыше 40 листов Ф.‑Б. Растрелли, около 100 чертежей А. Н. Воронихина, более 200 работ Дж. Кваренги. Ценную часть коллекции составляют работы А. Ринальди, А. Захарова, К. Росси, В. Стасова, И. Монигетти, А. Штакеншнейдера, М. Месмахера, А. Оля, И. Фомина, Л. Ильина и других. Это проекты реконструкции дворцов, жилых домов и общественных зданий, отделки интерьеров, предметов мебели и декоративно-прикладного убранства, грандиозные проекты реконструкции отдельных городских участков.

Для проекта отобраны работы лучших архитекторов XVIII – XX веков, которые дают представление об общем процессе развития петербургской архитектуры на протяжении трех столетий существования города на Неве. Посетители могут видеть проекты Летнего дворца Петра I М. Земцова, царскосельского павильона Эрмитаж и Среднерогатского дворца Ф.‑Б. Растрелли, Главного Адмиралтейства А. Захарова, Горного института А. Воронихина, Мраморного дворца А. Ринальди, Александринского театра К. Росси, Большого дворца в Павловске В. Бренны, Троицкого собора В. Стасова, дворца Бельведер в Петергофе А. Штакен­шнейдера. Демонстрируются чертежи петербургских жилых домов второй половины XIX — начала ХХ века, выполненные А. Олем и А. Белогрудом, проекты Сытного рынка М. Перетятковича и комплекса общественных зданий на Тучковом буяне И. Фомина.

Столь же обширно собрание советской и современной архитектурной графики. Представлены проектные материалы, связанные с планировкой, застройкой и благоустройством Ленинграда — Петербурга. Они отражают разные периоды развития советской и современной архитектуры: от конструктивизма до постмодернизма.

Российский этнографический музей

Выставка «Источник Святого Учения» (6+) приурочена к 110‑летию освящения дацана Гунзэчойнэй. Это первый буддийский храм в Европе и до недавнего времени самый северный в мире.

Петербургский дацан с момента своего появления стал не только религиозной святыней, но и уникальным памятником архитектуры художественного и культурного значения. Построенный в 1909 – 1915 годах и торжественно освященный 10 августа 1915 года, он стал символом диалога между Востоком и Западом, знаковым пространством для взаимопонимания и культурного обмена.

На выставке представлено около 250 музейных предметов и редких исторических фотографий из собрания Российского этнографического музея, коллекции дацана Гунзэчойнэй, Фонда развития буддийской культуры, образования, науки, Института восточных рукописей РАН, Музея истории религии и других музейных и архивных собраний Петербурга и Бурятии.

Впервые в одном выставочном пространстве представлены редчайшие подлинные артефакты: молитвенные барабаны, алтарные предметы, модели храмов, калмыцкий женский костюм, бронзовая курильница, а также исторические фотографии и архивные документы. Многие из них ранее не публиковались и не экспонировались.

Выставка воссоздает атмосферу буддийского храма. В центре предстает условная сцена буддийского алтаря с масштабной скульптурой Будды Амитабхи японской работы XV века. Она демонстрирует, как традиция, прерванная на десятилетия, способна возродиться и вновь обрести силу, подчеркивает значение буддизма в культурной жизни России и обращается к важнейшим вопросам духовности, исторической памяти и преемственности.

Выставка будет работать до 23 марта 2026 года.

Эрмитаж

16 июля в Синей спальне музей откроет выставку «Тайны и красота. Европейские настольные кабинеты XVI – XIX веков в собрании Эрмитажа» (6+).

Предметы мебели под названием «Художественные кабинеты» связаны с увлекательнейшими страницами в мировой истории искусства, содержанием которых является множество тем — от философии мира и начала коллекционирования до появления редких художественных произведений.

Выставка, где главными экспонатами станут художественные кабинеты из собрания Эрмитажа, впервые будет показана российской публике. Музей обладает самой крупной в нашей стране коллекцией подобных произведений, однако до сих пор в научный оборот была введена лишь небольшая ее часть.

На выставке также будут представлены образцы из резной кости, дерева, ювелирные произведения, составлявшие когда‑то содержимое кабинетов, и живописные произведения. Всего будет показано около ста музейных предметов.

Нарвские триумфальные ворота

Здесь открылась выставка «Враг не прошел! Зеленый пояс Славы» (6+).

«Зеленый пояс Славы» — это величественный комплекс памятных сооружений, увековечивающий рубежи переднего края обороны Ленинграда 1941 – 1944 годов. Общая его протяженность составляет более 200 километров.

На новой выставке в Нарвских триумфальных воротах представлены подлинные авторские проекты и модели памятников «Зеленого пояса Славы» из собрания Музея городской скульп­туры, а также графические работы, фотографии и документы, предоставленные музеями и архивами Петербурга. Посетители видят различные этапы создания пояса: от формирования его идеи и строительства первых памятников до возведения наиболее известных и масштабных монументов.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7946) от 11.07.2025.


Комментарии