В субботу в городе на Неве состоялся 16‑й праздник «День Достоевского»

Ушли в прошлое шумные уличные шествия, сохранились многочисленные экскурсии. Стало больше программ, рассчитанных на активное участие публики, на пробуждение у нее желания почитать великого писателя — вспомнить знаменитые романы, ознакомиться с малоизвестными произведениями.

В субботу в городе на Неве состоялся 16‑й праздник «День Достоевского» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Утренняя программа в Музее Достоевского была посвящена пяти словам из лексикона писателя, чей словарь насчитывает более 110 тысяч слов. И он постоянно изобретал новые — «шлепохвостница» (вертихвостка), «апельсинничать» (любезничать), «обшмыга» (оборванец), «наафонил» (выдал себя за афонского монаха). По легенде, слово «стушеваться» в значении исчезнуть Достоевский услышал во время учебы в Главном инженерном училище, где учили рисовать тушью — от темного тона до почти прозрачного.

Сотрудницы музея Александра Чернышова и Марина Уварова предлагали публике прочитать отрывки из тестов Достоевского и найти современный эквивалент. Затруднения вызвал только глагол «наафонил» из «Братьев Карамазовых».

Знакомлюсь с участниками интер­актива. Ирина, учитель русского языка из Архангельска, первый раз участвует в празднике. Она специально приехала для этого в Петербург и говорит, что приятно начать отпуск с Дня Достоевского. Ольга, учительница начальных классов, не пропускает ни одного праздника, поэтому пришла на новую программу «Лексикон». Планирует посетить и одну из экскурсий по местам Достоевского и его героев.

Они в большинстве своем начинаются на Владимирской площади, в роли экскурсоводов — волонтеры. Влада только что окончила СПбГУ, намерена заниматься исследовательской работой в одном из музеев. Подготовка экскурсии — первый шаг в этом направлении. Эльвира уже четвертый год будет вести экскурсии, Достоевский — среди ее любимых писателей, что помогает готовить магистерскую диссертацию по советской мультипликации — Федор Хитурк и Ефим Гамбург.

В полдень на площадке перед памятником Достоевскому легкая толчея, которая никого не смущает. Инженер Дмитрий третий раз приходит на праздник, он говорит, что Достоевский был провидцем, чтение его произведений заставляет саморазвиваться, задумываться о многих глубоких вещах. Оксана, преподаватель французского языка и латыни, и ее дочь Анастасия, только что получившая диплом педагога-психолога, четыре года назад переехали в Петербург из Тулы и не пропускают с тех пор экскурсий Дня Достоевского. Алевтина работает в одной из крупных госкорпораций, ее дочь, семиклассница, солистка хорео­графического ансамбля народного танца. Они рассказали, что за пять лет посещения праздника приноровились успевать последовательно посетить три волонтерские экскурсии, а вечером дважды посмотреть финальный спектакль ФМД-Театра.

Следующая точка праздника — культурное пространство «Где бабуля?» в «доме старухи-процентщицы». Во дворе уличный художник Maestro Jackie представил инсталляцию «Обратный отсчет» — поединок Грибоедова и Достоевского в стилистике популярной компьютерной игры. Известно, что Грибоедов жил в доме, на месте которого позже был построен «дом процентщицы». У кого больше прав на этот адрес — решали зрители. Им же предоставили возможность создать портрет Раскольникова, счищая крас­ку с зеркала. Супружеская пара — психолог Наталья и программист Артем приехали из Рязани, давно собирались на День Достоевского, в этом году получилось, и впечатления у них самые положительные. Вечером там же состоялся интерактивный спектакль-расследование «Заповедь № 6», где публика искала аргументы, чтобы отговорить Раскольникова от его замысла, следуя христианской заповеди «Не убий».

Тем временем в образовательном пространстве Doctrina et Nobiles ­началась игра «Суд над Раскольниковым», где публика разделилась на персонажей романа «Преступление и наказание» и присяжных. Одни в духе системы Станиславского пытались оправдать действия своих героев, другие — оценивали аргументы персонажей. Раскольникова признали виновным…

Еще один интерактив Дня Достоевского — открытая дискуссия «Такую выставку мне и нужно!», ее готовили Мария Михновец, сотрудница Музея Достоевского, и студенты РГПУ им. А. Герцена. Речь шла о том, как с помощью изображений, цитат из книг, документов и других материалов создать выставку о сложном мире писателя и его «проклятых вопросах». По мнению публики, участвовавшей в разговоре, на первом месте должны быть подлинные предметы. Иначе выставку можно показывать виртуально.

В реальный мир гостей праздника вернула выставка Виктора Егорова «Затерянный мир Петербурга» в Библиотеке книжной графики. По словам автора, он долго изображал парадный город, теперь его интересуют дворы — то, что называют Петербург Достоевского. Особенно хорош «портрет» дома в Фонарном переулке, где дымовая труба «срослась» с пятиэтажным домом. На вернисаже группа из десяти художников, притворившись обычными посетителями, неожиданно для остальных стала читать отрывки из Достоевского. Елизавета Иванова выбрала «Сон смешного человека», Ксения Макаренко — «Идиота». Вместе с картинами голоса создали живой мир писателя-классика.

Достоевский2_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА

По традиции, праздник завершал спектакль ФМД-Театра, в этом году «Достоевский маскарад», созданный в стилистике уличного действа — громкого, яркого, буффонадного. Автор идеи Вера Бирон объединила произведения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, чтобы еще раз напомнить: нет ничего ценнее человеческой жизни.

Читайте также:

В трёх залах Петербургского союза художников открылась летняя выставка «Белая ночь»

Всё начнётся с «Лапшина».Чем удивит Александринский театр в юбилейном сезоне?


#экскурсии #Федор Достоевский #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7942) от 07.07.2025 под заголовком «Наш современник Достоевский».


Комментарии