В Петрикирхе открылась выставка петербургских живописцев, графиков и фотографов «12 мгновений весны»

Ее название определено временем проведения и количеством участников.

В Петрикирхе открылась выставка петербургских живописцев, графиков и фотографов «12 мгновений весны»  | Олег Ильдюков. «Сопричастность» (фрагмент). 2020 г/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Олег Ильдюков. «Сопричастность» (фрагмент). 2020 г/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала Наталья Тауберт, куратор выставки, для участия в проекте она пригласила нескольких авторов, с которыми работала прежде, в частности, в проектах «50 на 50». Это были выставки картин размером полметра на полмет­ра. В нынешнем проекте собраны художники, работающие в самых разных направлениях, многие ранее вместе не выставлялись. Такой выбор определился сложным выставочным пространством Петрикихре. Иногда его называют «катакомбами». Речь идет о двух подземных пространствах: дне бывшего бассейна, встроенного в здание в 1950‑е годы и разобранного после возвращения храма верующим, там сохранились фрагменты отделки кафелем, а также помещении под бетонной чашей бассейна, именно от него происходит название «катакомбы».

Проект получился умным и в меру ироничным. Олег Яхнин, известный петербургский график, представил два больших офорта «Детство» и «Пьета», созданных по мотивам евангельских сцен. Это уважительная, трепетная интерпретация вечных сюжетов, которые заново переживают наши современники.

В другом регистре находятся работы Александра Саватюгина и Владимира Иосифова. Серия «Незнакомцы» Саватюгина пародирует чрезмерное увлечение современных читателей литературой «фэнтези» и прочей мистикой. Его персонажи — одинокие бессмертные монстры. Одного из них автор встретил, если судить по пояснительному тексту, в средневековой Италии, примерно в 1505 году. Монстр наблюдал, как на городской площади цирк лилипутов в костюмах «от Сандро Боттичелли» разыгрывает основные сцены из «Божественной комедии» Данте.

Иосифов показывает картины «Посадка картофеля» и «Ночной дозор». Простой весенней сельскохозяйственной работой занимается дама изящных античных пропорций в розовой тунике. Сразу вспоминаешь, что приближается дачный сезон, одним он — в радость, другим принесет тяжелые заботы. «Дозор» — совсем не по Рембрандту с его бравыми офицерами в широкополых шляпах. Здесь все прозаичнее — два кота бдительно стерегут сон хозяйки. Но достоинства и чувства ответственности в них не меньше, чем у персонажей великого голландца.

Несколько серий фотографий представила Владислава Топорнина. «Звучание» представляет собой портреты музыкантов, сделанные во время концертов. Тема избитая, но автору удается найти свою интонацию. Любопытна и серия «Насквозь»: Топорнина находила и фотографировала в разных странах арки или ажурные ворота между дворами, а также пешеходные мостики, которые связывают наружные галереи соседних домов. В кадре получается проникновение, физическое и поэтическое, в глубь уютного пространства старого города.

Если на выставку собираются несколько петербургских художников, то без пейзажа Северной столицы никогда не обходится. В «12 мгновениях» таким пейзажистом выступил Олег Ильдюков. В монохромной картине «Сопричастность» человек следит за полетом чайки над каналом Грибоедова. Эта птица — один из символов Петербурга — обычно появляется в городе весной и живет до осени. Увидев чайку, любой петербуржец чувствует сопричастность великому городу.

Выставка работает по 20 апреля ежедневно.


#картины #выставка #чайки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7643) от 12.04.2024 под заголовком «Когда прилетают чайки».


Комментарии