В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Фактура музыки»

Выставку (6+) представил петербургский художник Семен Гуляко.

В Музее искусства Петербурга XX – XXI веков открылась выставка «Фактура музыки» | ФОТО Luis Pinho on Unsplash

ФОТО Luis Pinho on Unsplash

Семен Гуляко — мастер зрелый и успешный. Его творческий путь — история последовательного рос­та в ремесле и поиска себя в искусстве. Он окончил Художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной по специальности «художник-модельер», прошел преддипломную практику в Московском доме моделей у Вячеслава Зайцева. Позже основной его работой стало оформление выставок — в Музее Академии художеств, Музее театрального искусства, Выставочном зале Петербургского союза художников и других пространствах. Однако эта экспозиция знакомит с другой гранью таланта художника.

Помимо дизайна Гуляко всегда занимался живописью и постепенно от фигуративного, предметного искусства пришел к абстракции. На выставке «Фактура музыки» представлено несколько десятков его работ, созданных за последние полвека. Это композиции, навеянные сочинениями великих композиторов (из серий «Музыка», «Вивальди») или ветром (из цикла «Цвет ветра»), вдохновленные Петербургом («Белая ночь») и природными видами («Осень», «Облако»). В некоторых можно угадать изначальный мотив, конкретную точку отсчета, но большинство лишено сюжетного начала полностью. Это попытка отразить не те явления, что воодушевили художника, а те ощущения, которые они породили в нем.

Современные ученые со всей ответственностью заявляют — чувства и эмоции человек проживает телом. У нас часто не хватает слов, чтобы их назвать, но они — важная часть нашей жизни. Семен Гуляко — художник, который не только откликается всем собой на то, что видит и слышит вокруг, но и старается поделиться своими чувствованиями.

Метод работы, который в последние десятилетия практикует Гуляко, схож с тем, что когда‑то изобрел американский художник Джексон Поллок. Петербургский мастер тоже обходится без мольберта — размещает свои холсты или листы на полу и превращает процесс создания картины в некое подобие пластической импровизации.

Каковы результаты? Танец линий, цветных пятен и брызг, сложные ритмы и необычная фактура, напоминающая шершавую поверхность камня — гранитных набережных, колонн из пудожского известняка, диких скал, прорезанных трещинами… Конечно, в выставочном зале никто не позволит зрителю изучать эти работы на ощупь. Но ведь кончики пальцев помнят прикосновения к чему‑то подобному, случившиеся когда‑то, где‑то, при каких‑то обстоятельствах. И обстоятельства эти всплывают в памяти, дополняя то, что сделал художник, опытом самого посетителя. Примерно так случается, если на улице вы вдруг вдохнете запах духов, которыми пользовалась ваша мама, когда вы были маленьким.

Таким образом картины Семена Гуляко превращают чуткого зрителя в сотворца — откликаются в человеке эхом его собственных эмоций, тактильных ощущений, колебаний звуковой волны (музыки). Это непривычно и непросто. Лучше всего такие композиции воспринимаются в состоянии близком к медитативному, войти в которое в музейном зале получится не всегда. Однако попробовать стоит.

Читайте также:

Чтобы помнили. Какие монументы на улицах и площадях Ленинграда спасли в годы войны?

Всё начнётся с «Лапшина».Чем удивит Александринский театр в юбилейном сезоне?


#художник #выставка #музей искусства

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7946) от 11.07.2025 под заголовком «Почти тактильно».


Комментарии