В Музее Фаберже открылась выставка «Красота святости и святость красоты»
Она объединила русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже. Эти иконы хранились в семьях поколениями, их мало кто видел. Кроме того, выставки, посвященной искусству драгоценного оклада, не было никогда.
ФОТО Александра Дроздова
Судьба таких окладов печальна. В начале XX века, когда живопись на потемневших иконах стали раскрывать, их обрамления не берегли. После революции с ними обходились и того хуже. В Москве в Историческом музее есть коллекция окладов. Они разделены с иконами, покалечены, некоторые свернуты в рулоны.
— Оклады воспроизводят цельнолитые иконы из драгоценного металла — золотые, серебряные, которые были в Византии в ранние времена, — рассказывает куратор проекта доктор искусствоведения Ирина Бусеева-Давыдова. — Таких икон почти не осталось, их переплавляли. Икону из золота воспринимали как слиток драгоценного металла. Оклады — попытка воспроизвести первоначальную драгоценность образа. Оклад — одежда иконы. По крайней мере с точки зрения людей, которые их заказывали и делали.
За стеклами витрин в Белоколонном зале около трехсот икон XVIII — начала XX века в окладах, созданных лучшими мастерами своего времени.
Даже на больших фабриках оклады делались вручную. Никаких высоких технологий, лазерных резцов не существовало. В одной из витрин работы анонимных умельцев. Они не хуже тех, к которым руку приложили признанные мастера.
На знаменитых фирмах, как правило, работали выходцы из крестьян. В окладах икон, которые они создавали, русский стиль проявился больше, чем в живописи. Разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям, знакомят посетителей с изделиями мастеров, трудившихся на фабриках И. Хлебникова, И. Сазикова, А. Кузмичева, а также «П. И. Оловянишников и сыновья», О. Курлюкова, К. Конова, Д. Смирнова. Прекрасные оклады делали на знаменитой фабрике П. Овчинникова. Их особенно ценили за рубежом, многое ушло туда. Овчинников сам вышел из крестьян, три поколения семьи трудилось на его предприятии. На выставке в нескольких витринах иконы в окладах редкой красоты, созданные на этой фабрике. Каждая из них — маленький шедевр.
Небольшую, но очень ценную группу произведений составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или в качестве желания выразить верноподданнические чувства правящей семье.
Заметны различия между петербургским и московским стилями. У столичных окладов купеческий стиль — яркие эмали, украшения камнями и стеклами. Петербургские оклады отличают строгость и простота. «Петербургский» стиль отражен в произведениях мастерских Ф. Верховцева, А. Любавина, Н. Владимирова, И. Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, мастерских фирмы К. Фаберже.
Стоит обратить внимание на изделия мастерской «живописца по эмали» Рюкерта. Федор Иванович Рюкерт — русский ювелир немецкого происхождения, мастер-эмальер, сотрудничавший с фирмой Фаберже. На выставке есть икона, оклад которой сплошь покрыт эмалью. Работа высочайшего художественного и технологического уровня недавно приобретена Карисаловым. В мире коллекционеров и исследователей она произвела фурор.
Как говорит Ирина Бусеева-Давыдова, выставка открывает перспективы исследования. Драгоценные обрамления икон, представляющие собой оригинальный вид декоративного искусства, малоизучены.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7519) от 10.10.2023 под заголовком «Оклад — одежда для иконы».
Комментарии