В Музее Фаберже открылась выставка «Красота святости и святость красоты»

Она объединила русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже. Эти иконы хранились в семьях поколениями, их мало кто видел. Кроме того, выставки, посвященной искусству драгоценного оклада, не было никогда.

В Музее Фаберже открылась выставка «Красота святости и святость красоты» | ФОТО Александра Дроздова

ФОТО Александра Дроздова

Судьба таких окладов печальна. В начале XX века, когда живопись на потемневших иконах стали раскрывать, их обрамления не берегли. После революции с ними обходились и того хуже. В Москве в Историческом музее есть коллекция окладов. Они разделены с иконами, покалечены, некоторые свернуты в рулоны.

— Оклады воспроизводят цельнолитые иконы из драгоценного металла — золотые, серебряные, которые были в Византии в ранние времена, — рассказывает куратор проекта доктор искусствоведения Ирина Бусеева-Давыдова. — Таких икон почти не осталось, их переплавляли. Икону из золота воспринимали как слиток драгоценного металла. Оклады — попытка воспроизвести первоначальную драгоценность образа. Оклад — одежда иконы. По крайней мере с точки зрения людей, которые их заказывали и делали.

За стеклами витрин в Белоколонном зале около трехсот икон XVIII — начала XX века в окладах, созданных лучшими мастерами своего времени.

Даже на больших фабриках оклады делались вручную. Никаких высоких технологий, лазерных резцов не существовало. В одной из витрин работы анонимных умельцев. Они не хуже тех, к которым руку приложили признанные мастера.

На знаменитых фирмах, как правило, работали выходцы из кресть­ян. В окладах икон, которые они соз­давали, русский стиль проявился больше, чем в живописи. Разделы выставки посвящены русскому и ­неорусскому стилям, знакомят посетителей с изделиями мастеров, трудившихся на фабриках И. Хлебникова, И. Сазикова, А. Кузмичева, а также «П. И. Оловянишников и сыновья», О. Курлюкова, К. Конова, Д. Смирнова. Прекрасные оклады делали на знаменитой фабрике П. Овчинникова. Их особенно ценили за рубежом, многое ушло туда. Овчинников сам вышел из крестьян, три поколения семьи трудилось на его предприятии. На выставке в нескольких витринах иконы в окладах редкой красоты, созданные на этой фабрике. Каждая из них — маленький шедевр.

Небольшую, но очень ценную группу произведений составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или в качестве желания выразить верноподданнические чувства правящей семье.

Заметны различия между петербургским и московским стилями. У столичных окладов купеческий стиль — яркие эмали, украшения камнями и стеклами. Петербургские оклады отличают строгость и простота. «Петербургский» стиль отражен в произведениях мастерских Ф. Верховцева, А. Любавина, Н. Владимирова, И. Брицына, фаб­рики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, мастерских фирмы К. Фаберже.

Стоит обратить внимание на изделия мастерской «живописца по эмали» Рюкерта. Федор Иванович Рюкерт — русский ювелир немецкого происхождения, мастер-эмальер, сотрудничавший с фирмой Фаберже. На выставке есть икона, оклад которой сплошь покрыт эмалью. Работа высочайшего художественного и технологического уровня недавно приобретена Карисаловым. В мире коллекционеров и исследователей она произвела фурор.

Как говорит Ирина Бусеева-Давыдова, выставка открывает перспективы исследования. Драгоценные обрамления икон, представляющие собой оригинальный вид декоративного искусства, малоизучены.


#выставка #музей #иконы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7519) от 10.10.2023 под заголовком «Оклад — одежда для иконы».


Комментарии