В Ораниенбауме отметили юбилей в стиле «шинуазри»

Китайский дворец отпраздновал свое 250-летие. В честь торжественного события здесь были открыты три новых зала.

В Ораниенбауме отметили юбилей в стиле «шинуазри» | Иероглифы, на которые показывает Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, - это строки из древней китайской поэзии. Фото: Игорь Любимов

Иероглифы, на которые показывает Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, - это строки из древней китайской поэзии. Фото: Игорь Любимов

Сквозь толпу приглашенных, съехавшихся на праздник, с трудом пробивалась императрица в пудреном парике и горностаевой мантии. Было жарко, но положение обязывает. За ней едва поспевал мужчина в современном темном костюме, похожий на телохранителя. Возле дворца стояли молодые кавалеры в белых камзолах и шелковых чулках и дамы в платьях на фижмах. Распевались китайцы в национальных костюмах. Шли приготовления к торжественному открытию трех отреставрированных залов Китайского дворца - жемчужины Ораниенбаума.

Творение Антонио Ринальди - единственный в России дворец, представляющий стиль рококо. Прихотливо изогнутые линии, изысканные цвета и оттенки, которым и название-то сложно подобрать (как не вспомнить «цвет бедра испуганной нимфы»?), амуры, поцелуи... В эпоху рококо в моде был стиль «шинуазри» (китайщина). Отсюда и название дворца, выстроенного Ринальди для Екатерины Второй, и интерьеры в этом стиле, и китайские песни и пляски на праздновании 250-летия дворца.

Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, которая дополнила в этот день свой наряд оранжевым шарфом (Ораниенбаум ведь переводится как «апельсиновое дерево»), подчеркнула, что все интерьеры здесь подлинные:

- Дворец не пострадал во время войны. На Ораниенбаумском плацдарме наши войска удержали земли, и все дворцы сохранились. Тогда как Петергоф был разрушен.

С Китайским дворцом у нее связаны и личные воспоминания. На празднике она показывала черно-белые снимки из семейного архива, сделанные ее отцом Яковом Кальницким в 1957 году, когда он привез жену и дочерей в Ораниенбаум. Они сняты на фоне ринальдиевского шедевра.

Елена Яковлевна назвала Китайский дворец чудом из чудес, добавив, что реставрировать его чрезвычайно сложно: много технических проблем. Ринальди задал загадку последующим поколениям: продумав дворец и его интерьеры до мелочей, он почему-то забыл о такой важной вещи, как фундамент. Сейчас проблема гидроизоляции решена, сменили и крышу, так что «голова и ноги» у дворца, как шутят реставраторы, сухие. Влажность, которая доходила поначалу до катастрофических 90 процентов, сейчас доведена до вполне приемлемых 60. В идеале - 50 процентов влажности, такой музейный стандарт.

В честь праздника открыли три новых зала на половине великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла Первого: штофную опочивальню, будуар и кабинет.

В штофной опочивальне, обитой «селадоновым» (светло-зеленым) шелком, отреставрировали соломенные панно, созданные в мастерской мадам де Шаль в 1762 - 1764 годах. Кабинет Павла, который украшают отреставрированные мраморные и деревянные панно с китайскими сюжетами, совсем крошечный. За малость размера его даже часто называют «кабинетик».

Сложно было реставрировать будуар, или, как его еще называют, «ореховые покои». Каждую панель мастера снимали и увозили на реставрацию в мастерские.

Когда мастера демонтировали панно, обнаружилась дверь, которая когда-то соединяла будуар и кабинет Павла. Сейчас ее можно видеть. Она словно портал-дверь в прошлое.

Тут есть на что посмотреть. Из 17 залов Китайского дворца сейчас открыты десять. Большая антикамера, зал муз, голубая гостиная, передняя, гардеробная, стеклярусный кабинет... Теперь вот еще и штофная опочивальня, кабинет и будуар.

Постепенно происходит наполнение залов предметами. В гардеробной, например, есть три кресла, которые стояли там еще при Екатерине Великой, туалетные столики, на которых разложены атрибуты, необходимые каждой даме галантного столетия. Это веер, табакерка, мушечница (для мушек - пикантных искусственных родинок). А еще - фарфоровая ароматница в виде белых цветов калины.

Самый знаменитый интерьер дворца - стеклярусный кабинет. Его можно сравнить с Янтарной комнатой в Екатерининском дворце. Только ораниенбаумские панно - подлинники XVIII века. 12 панно, расшитых стеклярусом, отреставрировали специалисты Эрмитажа. Тысячи крошечных стеклянных трубочек переливаются различными оттенками - от молочно-белого и кремового до золотистого цвета шампанского. Возможно, стеклярусный фон символизировал раньше бескрайние снега Российской империи. Ведь заказаны панно были самой императрицей Екатериной Великой, которую современники часто называли северной Семирамидой.

Всем посетителям Китайского дворца приходится надевать бахилы. Ринальдиевские паркеты здесь уникальны, это подлинники.

Перед реставрацией паркет сначала изучался, в специальных лабораториях устанавливалась порода использованной древесины. Ромбы сделаны из лиственницы, трельяжная сеть - из палисандра, листья - из лимонного дерева. Присутствуют красное и розовое дерево, карельская береза и даже такое необычное для России дерево, как черная пальма. Сейчас некоторые породы исчезли, при реставрации их пришлось заменять.

Очень важно, что в Китайском дворце используется метод максимальной консервации и щадящей реставрации. Утраченное воссоздается только тогда, когда есть иконография, источники, аналоги.

Элегантные смотрительницы следят за порядком - любители селфи так и норовят подойти совсем близко к уникальным зеркалам, мебели, вазам. Им деликатно делают замечания.

- Простите, - говорили коллеги, вооруженные камерами, - голова кружится от такой красоты. Вы-то каждый день этим любуетесь.

- Да некогда нам любоваться, - отвечает смотрительница. - Мы успеваем только за посетителями следить. Такой поток людей, экскурсии - одна за другой целый день.

Интерес к Китайскому дворцу действительно огромен. И не только у китайцев (а они преобладают среди туристов). Много посетителей со всей России и даже петербуржцев. В «холодный сезон» дворец закрыт. И если вы еще там не были, советую поторопиться.

Материал был опубликован в газете под № 124 (6233) от 12.07.2018 под заголовком «Цветок Ринальди».

#Ораниенбаум #Китайский дворец #юбилей #открытие #зал

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?