Царю тоже досталось

В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка одной картины. Представлен портрет Петра I из собрания музея-заповедника «Павловск». Выставка приурочена к завершению реставрации прижизненного изображения российского императора, запечатленного известным европейским мастером первой половины XVIII века – придворным художником прусского короля Антуаном Пэном.

Царю тоже досталось | ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Этот портрет Петра широко известен. Со времен Павла I до начала Великой Отечественной войны он находился в Малом кабинете дворца, туда же вернулся в 1960-е годы после трагических событий в своей истории.

Картину не успели эвакуировать, она попала в руки немецких солдат и была обнаружена только при освобождении Павловска в 1944 году, причем с серьезными повреждениями. Холст был вырезан из рамы, разрезан в нескольких местах, красочный слой осыпался. Реставраторы Павловского дворца вернули картине экспозиционный вид.

Спустя полвека состояние живописного полотна было признано аварийным, и в конце 2011 года портрет был отправлен в лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Восстановительные работы длились три года и состояли из нескольких этапов: консервация, раскрытие авторской живописи от старых записей разного времени и художественная реставрация, подразумевающая восполнение утрат.

В процессе выяснилось, что варварское извлечение из рамы и скручивание в рулон не весь урон, нанесенный портрету. На обратной стороне холста в его нижней части справа была обнаружена выполненная в зеркальном отражении надпись на немецком языке Heil Wache (в переводе «Да здравствует часовой»). Оплавленные края букв свидетельствовали о возможном выжигании надписи раскаленным шилом или гвоздем.

Комплексные физико-химические исследования позволили не только изучить технические и художественные особенности портрета Петра Великого, но и подтвердить авторство Антуана Пэна, в котором специалисты сомневались.

Обнаружилось, что картина состоит из погрудного изображения государя и фоновой части. Рентгенограмма подтвердила версию исследователей о самостоятельности портрета-вставки. Съемка в инфракрасных лучах предоставила полную информацию о создании произведения. На фотографиях очевидны творческие поиски художника. Химический анализ показал, что портретная вставка и окружающий фон написаны с незначительным интервалом в одной и той же творческой мастерской.

Реставраторы раскрыли живопись от пожелтевшего лака. В ходе этой работы выяснилось, что нет ни одного участка подлинной живописи без существенных поздних вмешательств. Неудивительно, что специалисты ставили под сомнение принадлежность данного портрета кисти Пэна. Теперь с уверенностью можно говорить, что Павловский дворец обладает уникальным произведением мастера.

До 19 апреля портрет будет гостить в Эрмитаже, а затем вернется на историческое место.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5385) от 27.01.2015.


Комментарии