Сорок лет спустя

Открылась давно ожидаемая большая выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию «газаневской культуры». Идея проекта принадлежит Исааку Кушниру, коллекционеру и издателю серии альбомов «Авангард на Неве». Получилась трогательная и умная выставка-воспоминание, выставка-размышление. Куратор не навязывает свою точку зрения на «газаневские» выставки, не выделяет художников-лидеров и тех, кто, как понятно сейчас, остался во втором ряду.

Сорок лет спустя | Евгений Михнов-Войтенко. «Сидящая».

Евгений Михнов-Войтенко. «Сидящая».

Напомним, что две первые разрешенные ленинградскими властями выставки неофициальных художников состоялись 22 – 25 декабря 1974 года в ДК им. Газа и 10 – 20 сентября 1975 года в ДК «Невский». Участники выставок, в первой их было 52, во второй – 88, категорически отвергли предложенное им сомнительное звание «самодеятельных художников». Поэтому показы носили название «выставка произведений живописи, скульптуры и графики». Это был принципиальный момент, де-факто власть признала за андеграундом право на профессию.

Свидетели событий по-разному оценивают настроения того времени среди художников и им сочувствующих. Многие не питали иллюзий и считали, что форточку открыли на короткий момент, чтобы снова наглухо закрыть. Но значительная часть художников думали иначе. Сохранился холст, на котором поставили автографы все участники выставки в ДК им. Газа. На раме можно прочитать слова «До новой встречи».

Однако после 1975 года власти не разрешали подобные крупные выставки, и ответом на запреты стала массовая эмиграция «газаневцев». В каталоге «Ленинградского андеграунда» приведен список из 20 уехавших, только самые известные имена, в том числе Юрий Жарких, главный организатор выставок. Это примерно четверть участников «газаневского» движения.

Как рассказал нашей газете Исаак Кушнир, он решил показать всех «газаневцев», для чего обошел 50 коллекционеров. И нигде не получил отказа, собиратели предоставили редкие картины Арефьева, Рухина, Гаврильчика, Жарких и других художников. В итоге получилась выставка из 200 произведений, в том числе 25 – показанных сорок лет назад.

Эта пестрая мозаика работ разного качества далека от современных выставочных канонов. Но она дает представление о том, как все это было. С той разницей, что тогда зрителей, отстоявших многочасовую очередь, запускали на короткие сеансы, а сейчас можно спокойно рассматривать все картины.

Из малоизвестного выделим «Павла I» Александра Арефьева, «Рыбаки на льду» Владимира Овчинникова, «Обстригание ногтя» Владимира Некрасова.

Вернисаж напоминал вечер встречи старых друзей, пришли многие «газаневцы» и посетители тех выставок. Мы спросили у них о тогдашних впечатлениях.

Анатолий Белкин: «Было ощущение важности события, но никто не знал, что будет завтра».

Геннадий Зубков: «Мое внутреннее пространство вдруг расширилось, я познакомился со многими людьми, это ощущение живет до сих пор».

Валерий Мишин: «Это был гражданский, а не художественный акт».

Наталья Козырева, тогда младший научный сотрудник Русского музея: «Главное – было ощущение Другого искусства, качество тогда не обсуждалось, важно было там быть и увидеть. Впервые мы стояли в очереди на выставки, в том числе Василий Пушкарев, директор нашего музея. Декабрь 1974-го был морозным, а мода на мини-юбки была на пике»...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5398) от 13.02.2015.


Комментарии