Российский этнографический музей открыл выставку о библейских образах
Российский этнографический музей открыл выставку «Библейские образы в традиционной культуре православных народов России». Получился умный проект – от простой идеи до многодельной реализации.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
520 лет назад на Руси впервые была собрана в полном составе Библия (все канонические тексты Ветхого и Нового Завета) на церковнославянском языке. Выставка построена как отражение в материальном мире народных представлений о сотворении мира, Благовещении, Рождестве Христовом, Воскресении, Страшном Суде. На ней собрано более 250 предметов XVIII – начала XXI века, принадлежащих разным народам Восточной Европы, которые исповедуют православие.
Проект готовили к рождественским праздникам (пандемия помешала открыть выставку вовремя), поэтому в центре выставки находится «батлейка» – белорусский вариант вертепного театра. Он – двухъярусный. Верхний назывался «небом», «пещерой», «хлевом» и был предназначен для Святого семейства. Нижний – «земля» или «дворец» – повествовал о злодеяния царя Ирода. Там же могли размещаться представители простого народа, которые приветствовали мессию. В полу «театра» сделаны прорези, по которым водили кукол. Деревянной «батлейке», оклеенной бумагой, около 150 лет. Специально для выставки она отреставрирована Еленой Белозерской и Владимиром Волонским.
Любовь Ганина, сокуратор проекта, показывает «помилку». Это предмет из щепы, по форме – монограмма Иисуса Христа. Его делают дети в северных деревнях – и в Рождество ходят по домам, поздравляют соседей с праздником, получая подарки. «Помилка» – современная, 2009 года.
Вокруг вертепа расположились «Звезда парубков» – атрибут для колядования молодежи, рождественские «козули» – пряники в виде ангела и вифлеемской звезды. Трогательна глиняная миска с изображением петуха и рыбы. Птица возвещает о рождении Христа, символом которого является рыба.
Отвечая на вопрос о самом интересном экспонате, Ганина подводит к иконе «Богородица», написанной на высушенной камбале. По легенде, Богоматерь поверила, что у нее родится Спаситель, если оживет наполовину съеденная рыба. Так появилась камбала. Эта икона не имеет аналогов в этнографических музеях.
Теперь можно вернуться к началу, к сотворению мира. Куклы адам и Ева – тоже из вертепного театра, но с ветхозаветным репертуаром. Согласно неканоническим текстам, Архангел Михаил обучил людей ткачеству и гончарному делу. Его вышивали на полотенцах в виде птицы с человеческой головой. На другом полотенце с похожим (для непосвященного) изображением сделана пояснительная надпись: «Сие узоры славные птица райская сирин».
Среди многочисленных фантастических зверей – обитателей райского сада почетное место занимают львы. По народным легендам, из ноздри льва выскочила кошка, которая убила мышь, пытавшуюся прогрызть дно Ноева ковчега и потопить его со всем содержимым зоосадом. Эта кошка стала первой домашней. Рядом – деревянный резной наличник с изображением «фараонок». Так в народе называли русалок, которые спасли евреев от власти фараона. Тот погнался за ними и погиб в морской пучине. «Фараонок» также рисовали на конских дугах как символ быстрой езды.
Ганина завершает экскурсию показом «згарды» – женского ожерелья из нательных крестов – и свадебных костюмов, украшенных яркой вышивкой в виде виноградной лозы. Это одновременно символ церкви и символ изобилия, процветания: «Семья – малая церковь, в ней формируется вера. Муж должен относиться к жене, как Христос к церкви». Финал выставки элегичен: в простой белой «рубашке для души» человек должен предстать перед Богом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (6858) от 05.02.2021 под заголовком «Рыба как символ Христа».
Материалы рубрики
В Пушкине подготовили выставку в честь Александра Моисеевича
Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков получил в дар более трех тысяч произведений искусства
Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии