Призвание на царство

Лучшие специалисты Русского музея лучшей в стране школы реставрации живописи приступают к комплексной реставрации двух шедевров академического искусства XVIII века — крупноформатных картин Григория Угрюмова «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Оба полотна были созданы по заказу императора Павла I специально для Воскресенского зала Михайловского замка.

Призвание на царство | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Генетическая связь

«Григорий Угрюмов, безусловно, классик русской академической живописи. Оба полотна не проходили комплексной реставрации за 225 лет своего существования. Эта работа станет историческим событием еще и потому, что эти картины генетически связаны с Русским музеем. Они были созданы по личному заказу Павла I для Михайловского замка, который теперь принадлежит Русскому музею. А когда Николай II создавал Русский музей, они вошли в его первую коллекцию шедевров», — заявила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Она добавила, что стартует новый этап сотрудничества Русского музея и «Газпрома». Начало было положено резонансными для всех музеев страны, которая трепетно сохраняет свое культурное наследие, работами наших звездных реставраторов. «Речь идет о спасении коллекции шедевров Таганрогского художественного музея, пострадавшего от ракетной атаки. Эта новаторская работа получила высокую оценку президента России. И, конечно, комплексная реставрация величайшего полотна русской живописи — «Последнего дня Помпеи» великого из великих Карла Брюллова, которая впервые состоялась в режиме открытой реставрации. Всероссийский реставрационный совет оценил эту работу как «больше, чем пять с плюсом», — подчеркнула руководитель Русского музея.

По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, Русский музей обладает лучшим собранием крупноформатных картин Угрюмова. В его времена историческая живопись занимала главенствующее положение в отечественном искусстве. Художник был его лидером как создатель сложных композиций и замечательный колорист. «Уверен, что наши реставраторы вернут картинам авторский замысел», — сказал Голдовский.

Начало русской исторической живописи

Предстоящая реставрация сфокусировала несколько важных сюжетов российской истории и истории отечественного искусства. 

При строительстве Михайловского замка по проекту Винченцо Бренны Павел I вникал во все детали. Двухсветный Воскресенский зал, расположенный над главным, парадным, входом в замок, предназначался для официальных приемов и балов. Император решил украсить его картинами, отражающими важнейшие события российской истории. Он выбрал шесть сюжетов и пригласил четырех живописцев — мастеров исторического жанра.

Григорий Угрюмов был лидером этого направления в русском искусстве, ему были доверены «Взятие Казани» и центральный сюжет серии — «Венчание Михаила Романова». Тем самым Павел подчеркивал преемственность и незыблемость династии. Художник ничего не придумывал, изображения были основаны на доступных ему исторических источниках, все изображенные на полотне персонажи имеют реальных прототипов, но внимание зрителя должно быть сосредоточено на главных действующих лицах: Иване Грозном и юном, семнадцатилетнем Михаиле Романове. Известно, что Угрюмов за выполнение двух картин получил огромные по тем временам деньги — 8 тысяч рублей и звание профессора Академии художеств. Через несколько лет Угрюмов стал ректором исторической живописи в Академии художеств. Среди его учеников были Василий Шебуев, Андрей Иванов, Орест Кипренский и многие другие.

Взятие Казани 2-го октября 1552 года. 1799 .jpg
ФОТО предоставлено ГРМ

Традиции Угрюмова блестяще продолжил Василий Суриков, его выставка, где были показаны картины «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие шедевры, недавно с огромным успехом прошла в Русском музее. Традицию продолжил Илья Репин картинами «Запорожцы», «Иван Грозный и его сын Иван», «Царевна Софья». В историческом жанре много работал маринист Андрей Боголюбов, ему уделяли внимание Валентин Серов и художники объединения «Мир искусства».

Чтобы закончить экскурс в историю, необходимо вспомнить об остальных четырех картинах, украшавших Воскресенский зал Михайловского замка. «Крещение великого князя Владимира» и «Куликовская битва» принадлежали кисти Джона Августа Аткинсона. «Полтавскую баталию» изобразил Василий Шебуев, «Соединение российского и турецкого флота и проход его через Босфор» — Василий Причетников.

В начале Русского музея

Судьбы полотен сложились по‑разному. Этой теме посвящены несколько исследований историков русского искусства.

В июне 1801 года полотна Угрюмова, Шебуева и Причетникова отправили в Академию художеств. Затем картины «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Федоровича Романова» поступили в Картинную галерею Эрмитажа, откуда в 1897 году были переданы в создававшийся тогда Русский музей. В последние годы оба полотна экспонировались в Михайловском замке и служили частью исторического интерьера отреставрированного Воскресенского зала.

Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. 1799.jpg
ФОТО предоставлено ГРМ

Где находятся картины Шебуева и Причетникова, остается неизвестным. Некоторое представление о «Полтавской баталии» может дать эскиз «Петр I в Полтавском сражении», который хранится в Государственном историческом музее.

Что касается полотен Аткинсона, то сначала они были отправлены в кабинет его императорского величества, а затем отобраны Николаем II для размещения в Оружейной палате Московского Кремля. Пробыли они там большую часть времени в кладовых. В 1931 году картины передали в Третьяковскую галерею, где из‑за больших размеров они хранятся на валах.

Статья по теме:
Все — в Летний сад!

На стенах Воскресенского зала представлены репродукции в натуральную величину.

Увидим авторский замысел

Прежде на огромных картинах «Взятие Казани 2 октября 1552 года» (510 х 380 см) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (510 х 393 см) проводились только локальные консервационные работы, чтобы обеспечить сохранность живописи. За два века бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Кроме того, желтый потемневший лак и большое количество поновительских записей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие живописи.

Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Вячеслав Торопов, заведующий отделом технико-технологических исследований, вначале будет проведена подробная фотосъемка для фиксации состояния полотен. Потом — исследования в ультрафиолете, чтобы определить, где авторская работа, а где — поновления. Снимки в инфракрасном диапазоне позволят увидеть, были ли авторские изменения в ходе создания картины, оценить границы утрат. Рентгеновский анализ позволит определить состав пигментов — авторские или позднейшие.

Марат Дашкин, заведующий отделом станковой масляной живописи, сообщил, что в 1936 и 1942 годах полотно «Взятие Казани» было повреждено при транспортировках, на прорывы с тыльной стороны были сделаны «заплатки», а с лицевой — живопись затонирована.

«Взятие Казани» было дублировано на другой холст еще XIX веке. Он состарился, возможно, его придется заменять на новый. Что касается «Призвания на царство», то на этой картине нет «дублировки». Не исключено, что она потребуется. А затем на обеих картинах будут проведены работы по укреп­лению авторского красочного слоя, удалению поздних записей и утоньшению лака.

После завершения реставрации гости Михайловского (Инженерного) замка увидят шедевры Григория Угрюмова в максимальном приближении к авторскому замыслу.

В прямом эфире

За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства смогут наблюдать все посетители Корпуса Бенуа Русского музея в зале № 86. После успешного опыта показа ­научной реставрации шедевра «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, который стал беспрецедентным явлением в оте­чественной музейной практике, и спасения полотна Александра Дейнеки «Покорение космоса» это пространство получило название «Зал открытой реставрации». Каждый любитель русского изобразительного искусства получил возможность ознакомиться с работой реставраторов — важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром». Сегодня это стало новаторской традицией Русского музея.

Реставрация полотен кисти Григория Угрюмова поможет не только сохранить бесценные образцы академической исторической живописи, но и обучить молодых реставраторов необходимым навыкам и техникам работы, передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации. Для студентов при поддержке «Газпрома» Русский музей реализует масштабную образовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». Обучение включает в себя очный курс с более чем 90 мастер-классами для трех потоков участников, а также специальный видеокурс по реставрации станковой масляной живописи, который позволит одновременно обучать до тысячи человек. В дальнейшем образовательная программа продолжит свою работу на базе нового меж­музейного реставрационного центра Русского музея.

«Впереди нас ждет реставрационный блокбастер, рассчитанный на два года. Столь серьезна и сложна предстоящая работа. Ее возглавят Ольга Кленова и Марат Дашкин. Их беспрецедентная квалификация и компетенции способны справиться с ней блестяще. Как всегда», — уверена Алла Манилова.

Читайте также:

Хранитель на все времена

Подношение Русского музея


#Русский музей #реставрация #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7946) от 11.07.2025 под заголовком «Призвание на царство».


Комментарии