Музей Академии художеств открыл четыре выставки Евсея Моисеенко

Необычный проект – «Времена года в произведениях Евсея Моисеенко» подготовил Музей Академии художеств. Четыре небольшие выставки пейзажей известного ленинградского художника из фондов музея показаны в четырех его филиалах.

Музей Академии художеств открыл четыре выставки Евсея Моисеенко | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Зима» досталась Музею-квартире Исаака Бродского, где и состоялся общий вернисаж. Как рассказала Оксана Волкова, заведующая этим филиалом, выставка – дань памяти и благодарность Бродскому, окончательно определившему творческую судьбу Моисеенко. По рекомендации своих московских учителей он приехал в Ленинград, чтобы готовиться к поступлению в Академию художеств. Показал свои работы Бродскому, тогда – ректору Всероссийской академии художеств, и его ближайшее будущее определилось. По распоряжению ректора Моисеенко за три месяца до окончания учебного года был зачислен вольнослушателем на первый курс. Бродский позаботился и о бытовом устройстве будущего художника. Его поселили в общежитии для рабочих, обслуживающих академию. «Бродский выдал Моисеенко сто рублей (сумму по тем временам немалую) с напутствием отдать, когда станет художником и разбогатеет. Долг Моисеенко отдать не успел. Художником стал», – подытожила Волкова.

На вернисаже ученики художника вспоминали, что Моисеенко обладал замечательными человеческими качествами. Умел оценить работу коллеги по цеху, даже если тот был совсем не близок ему творчески. Например, восхищался картинами Аркадия Пластова. Или интересовался современной наукой, в частности кибернетикой, от которой был очень далек.

Стеша.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Основная часть зимних пейзажей – изображения Старой Ладоги и ее окрестностей. В 1960 – 1970-е годы Моисеенко с женой Валентиной Рыбалко, известным ленинградским скульптором, приезжали в деревню Чернавино, расположенную на берегу реки Волхова. Там в старой дворянской усадьбе находился Дом творчества художников. На противоположном берегу – знаменитая Старая Ладога, древняя столица Руси. Там появились картины «Над Волховом», «Старая Ладога. Купола», «Старая церковь» и другие.

Из окна своей городской квартиры Моисеенко изобразил «Зиму» – трогательный пейзаж с заснеженным двором и детьми, которые катаются на ледяной горке. Мотив окна художник использовал в картинах «Женский портрет. У окна» и в «Натюрморте с вербой».

«Весна» Моисеенко показана в Музее-квартире Архипа Куинджи, «Лето» – в музее-усадьбе Ильи Репина «Пенаты», «Осень» – в Доме-музее Павла Чистякова. В любое время года Моисеенко следовал своему принципу: «Для каждой картины должен быть повод. Это может быть какое-то воспоминание, запах, зрелище пыльной земли или порванной струны. И вокруг этого – размышления художника. Должна быть изюминка, интонация, эмоциональная мелодия, которая повела бы за собой».


#выставка #музей #пейзаж #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Времена Моисеенко».


Комментарии